|
|
Франц Кафка изобразил
бы чудовищное насекомое, с ненавистью
своих огромных фасеточных глаз
взирающее на маленькую девочку,
замурованную в янтарный кулончик;
Хулио Кортасар показал бы душу женщины,
переселившуюся в букашку – или
аксолотля, закатанного в кусочек
каменной смолы. Сергей Саканский
делает это по-другому – с
реалистической достоверностью: но от
этого не становится менее страшно,
скорее наоборот: отсутствие
условностей, которые где-то на втором
или третьем плане все-таки напоминают о
фантастике, вызывает ощущение полной
реальности происходящего.
На первый взгляд – ничего особенного, обыкновенная историйка, которые наши женщины и дети рассказывают почем зря на ночь глядя. Безделушка – заколдованный кулончик из самодельного янтаря, в который любящий отец закатал козявку. Козявка переходит из рук в руки, делая несчастными своих обладательниц, возвращается к хозяйке и снова ломает ей наладившуюся было жизнь. Естественным образом насекомое, вырастая до огромных размеров, переселяется в ее кошмары…В чем же истинный кошмар этого неброского и правдивого, как сама жизнь, рассказа? Не в том ли, что сама реальность, в которую закатал ее любящий отец, для Лидочки – это та же каменная смола? Все наши движения, поступки, перемещения во времени и пространстве, проявления духа и воли – возможно, сны заключенного в камень, на самом же деле нас пеленает чудовищная каменная пустота, в которой мы не в состоянии не то что пошевельнуться – но даже вдохнуть? Сводные сестры – Лида и букашка в кулончике у нее на шее. Обеих создал отец: обе замурованы в прозрачный камень. И что самое жуткое – обе созданы из любви. С ненавистью прозревания смотрит Лида на козявку, закатанную в янтарь. С ненавистью и отвращением смотрит автор на Лиду, ее отца, подругу и ту же козявку, закатанных в прозрачный, но от этого не более податливый камень его рассказа, – ибо видит, как в зеркале, каменный мир, в котором и сам он, и все вокруг. Ни шелохнет, ни прогремит… С ужасом переворачивает читатель последнюю страницу, невольно радуясь исподтишка: ведь вот оно, движение – но какое к черту движение, рассказ-то – на экране компьютера… |
||
© Иван Андрощук |
Банерная сеть |