|
|
Кто был диссидент в
СССР, теперь хорошо известно. Кто такой
диссидент в современной России? По-прежнему
- человек, которого ненавидит и власть и
народ. Образ этого человека несколько
изменился. Перечислим некоторые его
черты.
1. Во-первых, он атеист. Он и раньше не верил, теперь - тем более. Раньше угнетенная и униженная церковь вызывала в нем чувство, близкое к симпатии, уход в религию часто носил оттенок диссидентства. Теперь ему стало совершенно ясно - он не верит в сказки о "жизни после смерти", церковь с ее бюрократией, паразитизмом и политиканством вызывает омерзение, мода на религию и внушаемость большинства людей - досаду и раздражение, наступление мракобесия на знание и культуру тревожит. 2. Он весьма скептически относится к любой "национальной идее", не понимает (по-прежнему), как принадлежность к той или иной нации, роду, клану может быть предметом гордости, как и все другое, что не достигнуто трудом собственного ума и рук. Одно дело интерес, внимание к специфической культуре, другое - "гордость", национальная кичливость, прибежище несостоятельности. 3. Ему ненавистно "общество потребления", он презирает "буржуазные доблести", которые раньше вызывали классовую ненависть, а теперь наивные восторги. 4. Он не приручается, не покупается на лесть, премии, ордена, звания, любые подачки, предпочитает держаться подальше от любых союзов с их бюрократией и воровством, и государственных структур. Он не заигрывает с властью, сколько бы она ни заигрывала с ним, ему чужды имперские идеи, он против войн с собственным народом, против идеи великого государства любой ценой. Творческое дело, семья, узкий круг единомышленников и друзей - вот сфера его интересов. 5. Ему чужды разглагольствования о патриотизме, о "благе народа" - он видит вокруг себя конкретных людей, с ними имеет дело, не терпит разговоров о гуманизме и справедливости, потому что эти слова исчерпаны, оболганы, а добро, также как истина, всегда конкретно. 6. Он понимает, что наступает эпоха провала, смутное время, что погибает язык, высокая культура, огромное пространство ограблено и заброшено, превращено в зону, изгажено попсой и блатным жаргончиком... и что остается только искать людей, подобных себе, жить своей жизнью, восстанавливая и оживляя свое непосредственное окружение, помогая тем, кому еще можно помочь. 7. В эпоху тотального предательства и бегства, колбасной эмиграции, когда все лицемерные маски сорваны, он предпочитает жить на родине, среди своего языка и культуры, поддерживать и сохранять их. 8. При всем уважении к защите прав человека и гражданина, он осознает, что наступает новый период, когда не так важно защищать свои права, как чувствовать свою ответственность, обязанности перед языком, культурой и людьми. Думаю, такой человек хотя бы по одному-двум пунктам вызовет неприятие огромного большинства. Значит, он и есть настоящий диссидент в современной России. |
||