ГАЗЕТА БАЕМИСТ АНТАНА ПУБЛИКАЦИИ САКАНГБУК САКАНСАЙТ

Галина Щекина

Е.ЕВТУШЕНКО В КОЛОКОЛЬНО-БЕРЕЗОВОЙ ВОЛОГДЕ

Евтушенко возник из хроники трехлетней  давности  по причине  юбилея А.ЯШИНА – стала искать его мнение про Яшина…

 

Идею литературно-музыкальных филармонических вечеров  осуществлял представитель “Вологдаконцерта” Виктор  Швецов. Недавно он порадовал вологжан встречей с Сергеем Юрским, и вот 23 декабря  пожаловали Евгений  Евтушенко и Святослав  Бэлза. Выступление  переносили с 24 на  23, из драмтеатра в зал  музучилища, а сам гость  признался: "Да,  Василий  Иванович сделал  все, чтобы встреча не  состоялась...-  И  смущенно  добавляет: - Все равно я люблю  Васю..." Такая  явная простота  резко  отличается от пышного  предисловья  Бэлзы, начавшего  концерт с  панегирика. Да и сам поэт, контрастируя с Бэлзой и его  черным фраком своей красной  рубашоночкой, оказался далек от ожидаемого  образа.

 

Начало вдохновенное и  обещающее: Евгений Евтушенко  рассказывает о давнем  визите в  "колокольно-березовую Вологду" в  1984 году. Все  было  спокойно, пока не  увидал он в  музее пустой шкаф, из которого "выслали" простреленную шинель Яшина из-за его "Вологодской  свадьбы"... Так  ему горько тогда стало. Писать о том, о  чем говорить нельзя - это  была, конечно, смелость. А  сказать о нынешних столкновениях он все же не может, не хочет. Признается, что  был на  кладбище, навещал  друзей - Рубцова,  Чухина, Коротаева. А кто  близок  из  сегодняшних? Не называет никого. Бродский? Но он не русский, скорее наднациональный  поэт. Тоже нет  в  живых. Естественно прочесть "Со  мною  вот  что происходит, совсем не та  ко  мне приходит... Мне  руки на  плечи  кладет и у  другой меня  крадет..."

Читает свои стихи  поэт блестяще. И узнаешь, вспоминая - да, это "Разин... Это "Горький  мед 41-го"... Но отчего так неловко от криков  человека в  красной рубахе? Не оттого ли, что горячие  тирады все  больше  походят  на  советские агитки?..

Тем  не  менее,  страсти между  восторженными и  скептическими зрителями накаляются.

Шопот, возня недовольных. Восторженный - громко:

-Тише,  тише!

Скептик - тихо:

- Дома   книжку  почитаете...

 

Евгений  Александрович  Евтушенко читает вологжанам то, что  всеми давно уж  читано. Ждут нового,  но и старое заглушается пафосными речами. В зале  много  молодежи, и она переговаривается:

- Что это с ним?

- С кем?

- Да вон там - выступает...

- Для тех поколений.

Игривая фраза Евгения  Александровича:

“Чудесные девочки рассыпаны  по залу, я уверен - они найдут  своих больших союзников...”  Но тут же  следует типичный  образчик  борьбы с порнографией: “Пошлость, хлынувшая  с  экрана”, “японские дети, возбудившиеся до  сумасшествия...” Тут уже  было  совсем понятно, почему выступающий  любит  В.И. Белова. “А что  Америка? Даже там  уважающий  себя  средний  американец не пойдет  смотреть фильм с  Чаком  Норрисом. У нас, правда, смотрят...”

 

Очень много отступлений.  Отрывок про милейшего Иосифовича длится  больше получаса. И  постепенно яркое  эмоциональное  шоу, в  котором  давно все  обкатано, начинает  буксовать. Начиная с чудесно-рассеянной фразы: “У  кого есть  мой  сборник? Я не помню  слова.” А далее -  многословное  объяснение, что никакой  он не  еврей, просто дед Гангнус был прибалтом, отсюда фамилия. Кого интересовал сугубый национальный  вопрос, тот на  встречу не пришел вовсе. А те, кто пришли, жаждали  литературы.

“Я препАдаю руску пАэзию в Америке!” - говорит Евтушенко с  легким  акцентом и добавляет, что его  поэтическая  антология превратилась в “учебник, по  которому на  западе  изучают русскую душу”!

 

Интереснейшая  часть выступления посвящена как бы русскому  вопросу. Это воспоминание о Николае  Глазкове, которого  Евгений Алксандрович очень любит, считает своим учителем, говорит о том, что тот  не мог  печататься и распространял  свою  стихи в  рукописном  виде, а  “от   посадки Глазкова  спасла  лишь репутация  блаженного”. Горячий спич, адресованный Межирову: будучи  водителем,  Межиров  случайно  сбил  человека и его затравили как  убийцу, выжив   из страны. “Они бьют по   своим!” - восклицает  поэт и  читает стих  военного времени. Говоря о нынешних  порядках в  стране: “Мне  стыдно, что у  нас  все  так  коррумпировано.” И - “Догорай,  моя  Россия,  догорю с  тобой и я!”

 

Маленькая  хронологическая  зарисовка с  вечера  Евтушенко,  начавшегося в 19 часов по из-за  интервью для радио “Премьер”.

20 часов 20 минут - Бэлза  читает записку: ”Обратитесь к  запискам”.

20 часов 30 минут - констатируем смерть русской  поэзии  и  полный  уход в политику.

20 часов 40 минут - уходит рядами  молодежь.

 

К  запискам Евгений  Александрович  обращается  ненадолго. Присутствующие заваливают  записками весь  стол и сидящего за  ним  Бэлзу, но записки  на  глазах у  всех сортируются, а зачитываются  лишь  отдельные  фразы.

Какой у  вас  самый  счастливый  день? - День Победы,  конечно.

Что  цените в  людях? - Невозможность предать. Правда ли, что  ездили  в  Елабугу смотреть на  гвоздь, на котором  повесилась Цветаева? - Правда, тогда  еще и  могилы  ее не  было. 

 

Много говорилось о  книге “Не  умирай   прежде  смерти”,  которую поэт  привез представить вологжанам. Роман  издан в  1993  году, но  до  этого  поэт  получил  письмо от Жаклин  Кеннеди, занимавшейся  издательским делом - через  два  месяца после ее смерти! В письме она  оценивала  роман  очень  высоко, подчеркивала, что  герой  романа  следователь  Пальчиков - самый  обаятельный  мужчина в литературе  последнего  десятилетия. Роман  с  подзаголовком “Русская  сказка” имел успех, получил  престижную литературную премию в  Италии.

 

Вечер заканчивается идиллией. Один  из  поклонников  благодарит поэта  за  ключевые  строки  стиха “Любимая,  спи”, потому что этот  стих помогает никогда не  ссориться  с  женой, стоит ей прочесть эти строки и она  уже смягчилась... Евгений Александрович улыбается, изумительно читает знаменитый  стих и под  аплодисменты переходит  к  раздаче  автографов  прямо в  фойе музыкального   училища. Очередь  за  автографами огромная. Простояв  около  часа, пробиваюсь  сквозь  толпу и я.  Евгений  Александрович  стар и  добр. Он  всех дам спрашивает - сколько лет, где  работаете? - и  подписывает свои старые и  новые  книги. Подписывая  книгу  Инге  Чурбановой, переспрашивает: “Так  писать кому - тебе или  матери? Олю Фокину прекрасно знаю. - Нет,  мне!”

 Узнав, что я  литератор, да еще  член союза, он  морщится: “Брось, какие  союзы, я  забыл о них думать... Меня  17 демократов в  свое время  предали,  и ладно, пусть...”  На книге  остается роспись Е. Евтушенко: ”Дор.. Гал...Щек...”  Что  значит:  вечер потрачен не зря. Малое и  великое всегда рядом.

 

Галина  Щекина,
колокольно-березовая Вологда

Отзыв...

Aport Ranker
ГАЗЕТА БАЕМИСТ-1

БАЕМИСТ-2

АНТАНА СПИСОК  КНИГ ИЗДАТЕЛЬСТВА  ЭРА

ЛИТЕРАТУРНОЕ
АГЕНТСТВО

ДНЕВНИК
ПИСАТЕЛЯ

ПУБЛИКАЦИИ

САКАНГБУК

САКАНСАЙТ