ГАЗЕТА БАЕМИСТ АНТАНА ПУБЛИКАЦИИ САКАНГБУК САКАНСАЙТ

Дневник писателя:

Михаил Беркович  

Тетрадь вторая

                                 Тетрадь первая     


Книжка вышла. Называется "120 поэтов русскоязычного Израиля". Мы ее вдвоем с Эвелиной Ракитской сделали. Удивительно как-то все получилось. Неожиданно. Но вот взялись. Нам кричали под руку, мол, ничего у вас не выйдет. И до  вас тут находились смельчаки, у них не вышло и у  вас не выйдет. Но вот ведь вышло. Держу сигналоьный экземпляр в руках - греет руки. Трудная работа была. А получилась она потому что нам помогали Вера Горт, Юлия Вольт Евгений Минин, Рина Левинзон, а еще потому, что идею поддержали  многие поэты. Как молодые, так и не очень. Если честно говорить, не верилось, что  удаствя  закончить ее так быстро. Сомневался в том, что нас поймут поэты. Звонит один, спрашивает, а с какой целью вы задумали издавать такую книгу? А черт его знает, откуда что берется? Вот стихи, прозу пишу, публицистикой занимаюсь, а спроси в чем заключается анахренизм душевного трепета - не отвечу. И он на следующий день прислал подборку стихов. Убедил его  ответ. А когда пришло время позаботиться о том, во что завернуть этот труд, я к Громану. Мол, выручайте, Дмитрий Семенович, как всегда. И он, как всегда, выручил. Взял да специально для нашей книги написал картину. Зайдите на сайт к Эвелине Ракитской, гляньте. Мне нравится такой переплет. Сидит босоногий трубадур и дует в свою трубу. Тоже, наверное, не знает, зачем ему это надо! Но что меня радует? Впервые за всю историю Израиля удалось собрать под одну обложку такую огромную компанию. Тут вам и ветераны израильской русскоязычной поэзии Нина Воронель, Наум Басовский, Елена Аксельрод... И поэты среднего возраста - Александр Бараш, Эвелина Ракитская, Павел Лукаш,Юлия Вольт, Леонид Скляднев... и молодые совсем Андрей Бедринский,Майя Закс, Юлия Кацович, Павел Чаговский...
Вот уже книга готова, а стихи нам продолжают присылать. И решили мы с Эвелиной  начать формирование второго тома сборника. По нашим подсчетам должно быть еще человек пятьдесят.  А пока состоялась первая презентация книги. Прошла она в Московском еврейском общинном доме (МЕОД) на иврите слово "меод" означает очень. Такое совпадение. Ни я ни Эвелина на презентации не были, но был один из авторов Юрий Криворуцкий. Достойно представил книгу. Рассказал о некоторых авторах, стихи почитал, и спел под гитару. А что же сама книга? Едет. В контейнере. Из Москвы в Израиль. Уже с полмесяца едет. Значит, скоро будет! И тогда нам  предстоит провести презентации в нескольких городах. Ведь в книге представлены  почти все города Израиля. Нет, поэтами бог еврейскую землю не обделил...      

             
Какая тоска! Какая безысходность. Читать Сергея Фаустова всегда интересно. Мыслит глубоко, порой неожиданно, часто бесстрашно. Собственно говоря, страх сегодня можно испытывать разве что перед зеркалом. И тем не менее. Показалась интересной	 мысль о том, что мы дорабатываем ресурсы, что нет никаких открытий, новых идей, живем на положении иждивенцев, на шее у гениев давно прошедших времен, где едва ли не последним назван Федор Достоевский.  Ой, как много в этом правды!  Но согласиться полностью? Опыт не позволяет. Да то ли главное?
Четвертого февраля 1952 года я стоял в воротах одного их московских вокзалов и решал сложнейшую задачу. Костя Фахрудинов, товарищ по лагерю взял с меня слово, что заеду к его брату  и расскажу, как живут зеки на Кольском полуострове. 
Мне еще нет двадцати трех. Стою перед привокзальной площадью и боюсь Москвы. Боюсь ментов, боюсь каждого встречного и рядом идущего человека. Потому что он, сука, только о том и думает, чтобы вернуть меня в адрес отправителя. А я хочу к маме с папой. Я их не видел четыре с половиной года. Зачем же мне снова возвращаться в лагерь? 
Там, в зоне, опытные зеки  говорили, что надо бояться всех, особенно скоплений людей, а еще больше - мусоров, потому что они любят навешивать на вчера освободившихся нераскрытые преступления. От одной мысли оторопь брала. Я ведь  не верил, что когда-нибудь доживу до освобождения. И вот – на свободе. А впереди ужас. Но в спину толкает слово, что дал товарищу, с которым делил жизнь лагерного шофера. И я шагнул в этот  ужасный мир, чтобы найти Костиного брата. Не помню, уж, как добирался, все-таки пятьдесят два года прошло. Постучался в квартиру, дверь открыл элегантно одетый человек, лет на пять старше меня. Выслушал, взял из моих рук письмо, немного посомневался и впустил в  свои апартаменты. Его осторожность можно понять. Брат-то брат, но  стоит у порога свежевыпущенный зек и только один бог знает, что у него на уме. Трахнет чем-нибудь по балде, и – Васькой звали! 
Ни вина, ни водки – чаёк  жиденький. Время еще не располагало к большему. Сидел и вертел стриженой головой направо и налево, пока не заприметил чудо. Ничего не помню из интерьера. Все мое внимание поглотил крошечный ящичек со стеклянной стенкой. По ней бегали футболисты, а я не верил глазам. 
- Телевизор, - сказал хозяин, заметив мое потрясение.
Я не только не видел  ничего подобного, но  и не слышал о нем ничего. Неужели за четыре года так изменилась жизнь?..
Только  восемнадцать лет спустя, я принес домой свой первый черно-белый "ящик" "Старт-6".  Дети взялись за руки и стали кружиться в танце, подпрыгивая от радости. Чудо двадцатого века вошло в мою жизнь с большим опозданием,  не столько из-за консервативности, сколько  по причине скудости семейного бюджета. 
Лично я  отсутствие телевизора переживал легко. Детям приходилось туговато. В городе  горняков-угольщиков и металлургов заработки  очень даже неплохие, значительно больше, чем у провинциального репортера, поэтому вокруг все уже смотрели цветные передачи из Москвы, а мои дети все еще ходили в кинотеатр…
      Но и до семидесятого года была жизнь, а в ней находили место события, в том числе и выдающиеся. Еще в Одессе, на площади Куликово поле, около вокзала поймал меня заведующий отделом информации газеты одесского военного  округа:
- Слышал, человек в космос полетел?
- Да, - говорю, - Гагарин!
- Вот здорово, да! Ты понимаешь – КОСМОС! В общем, так, чтобы через два часа было стихотворение про человека в космосе! Поял?
- Поял! 
 Это было то время, когда я по-русски еще  очень плохо плакал. Но несколько раз успел выступить в печати. То есть, написать стихотворение по заданию дело для меня даже очень непростое. Два часа мучился, но все же дал ему стихотворение, и оно было напечатано. Чем я долго гордился, будто бы сам принимал участие в  историческом полете.  Человек ведь должен чем-то гордиться. Иначе противно в зеркало смотреть. Но во мне ли дело?
Я пишу о том, что двадцатый век знаменит не только сталинщиной и фашизмом, не только дикими войнами, но и открытиями. В том числе и полеты на луну, и расщепление  атомного ядра, и рождение и развитие кибернетики, Интернета… А какие успехи в медицине! На памяти еще то время, когда диагноз "туберкулез легких" был равнозначен смертному приговору. 
В одном прав Сергей Фаустов: ни Ньютона среди нас, ни Ломоносава, ни Достоевского. Тем не менее, образовательный уровень народов земли поднялся настолько, что это в какой-то мере отсутствие гениев компенсирует.  Тем паче, что таланты все-таки имеются.
Внуки мои не хотят брать в руки книги. И я от этого страдаю. А надо ли? Может быть,  компьютер богаче книги? Нет у меня однозначного ответа на этот вопрос. Но апокалипсис мне видится не в том, что человечество все реже обращается к книге, не выдвигает каких-то новых, невиданных  и неслыханных идей, не делает открытий на уровне Ньютона или Эйнштейна…  Дайте только срок,  они придут, если… Это самое человечество не уничтожит жизнь вместе с планетой, на которой она существует.  
Если же будет жив человек, то будут и гении, без них никак не обойдется. Беда-то в том, что именно в двадцатом веке перемешались зло с добром  и по сути своей стали  трудно различимы. Если бы Советская власть не построила в начале тридцатых годов прошлого столетия могучую базу черной металлургии, то трудно сказать, чем бы  завершилась Великая Отечественная война. Но вот, в городе, где академик Бардин построил Кузнецкий металлургический комбинат (за два с половиной года!), после войны задумали построить еще более мощный металлургический гигант – Западносибирский, во время войны там же были созданы алюминиевый и завод ферросплавов. Да плюс еще десяток угольных шахт успели построить. И до сих пор гордятся тем, что город стал ИНДУСТРИАЛЬНЫМ! Это вам не шуточки Тот факт, что он  одновременно стал самым загазованным в стране, мало кого волнует. Загазованность достигла такого уровня, что женщины не могут вынашивать нормальных детей. Но и это, не настолько важно, оказывается, чтобы закрыть половину заводов в городе,  и таким образом дать человеку возможность дышать воздухом, а не коксовым газом. 
Иными словами, если добра слишком много, оно неизбежно обращается во зло.  И первый пример тому – автомобиль, эта мечта более чем половины человечества. А что мы натворили с вооружениями! В течение многих десятилетий страны-гиганты старались в этом деле топать впереди планеты всей. Как гордились США и СССР своим оружием! Драка шла на мировом рынке за право продавать, как можно больше танков, боевых самолетов, вертолетов,  кораблей, субмарин. Никому в голову не приходило, что настанет час, когда автомат Калашникова (а ведь Калашников – гений!) назовут символом убийства во всем мире, когда вооружение вернется к торговцам, чтобы убивать не где-то в далекой Африке, а в США и России, когда начнут взрываться арсеналы, нанося огромный ущерб человеку. Оружие, попавшее в руки ваххабитов, мечтающих стереть с лица земли всех "неверных", куда страшней, чем отсутствие новых открытий. 
Уже доходят до нас слухи о том, что руки аль каэды дотягиваются до атомного оружия. Тем не менее, до сих пор развитые страны предлагают странам третьего мира оружие на любой вкус. Такой вид технической помощи, как будто покупатели этими самыми боевыми самолетами, танками, "катюшами" будут добиваться повышения надоя на своих фермах. То есть, живем по принципу "деньги не пахнут". А ведь опасность такая, что у каждого живущего на земле есть основание  возвысить свой голос: "Остановитесь, что вы делаете!"  И поскольку такие голоса не звучат, находится немало политиков, которым мысли об опасности как-то и в голову нейдут.  Тема эта безгранична и бесконечна, как сама литература. 
Я о другом  хочу сказать. Да, помним мы имена своих гениев, многое они дали человечеству. Тут вам и закон земного притяжения, и таблица элементов, и… еще десять страниц текста. Не нашлось только такого гения, который бы дал  человечеству такие правила общежития, которые бы помогли сохранить саму Землю. Мы так хвастливо говорим порой о своих научных  и практических достижениях, а вот как относиться к соседу – понятия не имеем. Нет, за все время существования своего не смогли мы придумать такую "конфессию" ли, идею ли, чтобы  была понятна и доступна всем народам мира. Чтобы человеки, наконец, могли усвоить и принять, что нет в мире плохих народов, что  ни у кого нет права нападать на соседей, устраивать крестовые и прочие походы.
Странно. Вроде бы умом это все и можно постичь, а вот до сердцов никак не дохоит. Каждый народ считает себя лучшим. И тут мне придется повториться. Кто такой русский человек? Великоросс. Но разве украинец менее велик? Любая страна мира – великая! Румания – Романия мари (великая), Англия – Великобритания, про Германию я уже молчу, даже карликовый Лихтенштейн именует себя великим. Что это дает народам мира, вы знаете сами. Лучше всего это продемонстрировали немцы в начале прошлого века.  Они убедили себя в том, что являются элитой в этом мире, все остальные народы и народности неполноценны и  могут существовать  только, как  обслуга великого немецкого народа. 
Конца этому не видно. Где же ты, гений, готовый предложить решение этой самой тяжкой проблемы человечества? 
Может быть,  пример Европейского Союза укажет верную дорогу? Кто знает? Только вряд ли даже такое объединение отучит человека думать, будто он самый лучший в этом кровавом мире… Жили мы еще не так давно в обстановке "братства" народов СССР, где у каждого народа была своя не столь уж безобидная кликуха. Тот хохол, этот кацап, третий узкоглазый, четвертый черножелтый, но каждый был уверен, что он самый-самый.  Не знаю, как вы, а я бы отдал все до единого открытия человечества за решение этой одной проблемы. 


В августе и в сентябре я пытался отыскать в Одессе Ольгу Ильницкую. Зачем она мне понадобилась именно там? Хотел отправить книгу Сергею Саканскому, адрес потерял. Может быть, она знает. Но Искать Ильницкую в Одессе еще сложнее, чем иголку в стоге сена. Ни в СП ни в газете "Вечерняя Одесса" никто не смог помочь. Что ж,  пустился в иные поиски. 
В Одессе я жил одиннадцать лет. Уехал летом 1963 года. Там начал писать стихи, вошел в состав областного литературного объединения при СП. Работал шофером на  МАЗе. Была такая грузовая автомашина. Однажды остановился у светофора, вижу, переходят улицу несколько писателей. И с ними руководитель объединения молодой украинский поэт Станислав Стриженюк. Увидел он меня за рулем и удивился: вот оказывается, кто такой его студиец! И на первой книге своей написал: "Поэтичному шофэрови Михайлови  Берковичу на добру згадку! Бажаю тоби на пегаси, як на МАЗи заихаты на Парнас!" Были у меня там и другие друзья. Михаил Сима-конь даже дважды приезжал ко мне в Сибирь, были и талантливые ребята Борис Нечерда, Сергей Александров,  один из первых моих наставников – Измаил Гордон…
Все так, но, боже мой, как много  воды утекло! Хотелось повидать хотя бы тех, кто остался жив. Но ведь сорок один годик! Кто меня помнит? Кому я нужен – "поэтичный шофэр"? И все-таки ноги понесли меня в Одесское отделение СП.
 "Ну как же, как же, - сказал один из деятелей Союза Василий Иванович? Живы и Мороз, И Гордон, и Стриженюк. А вот Сергея Александрова давно не видел, он не член Слюза. Я попросил номера телефонов или адреса, а он: "А это еще зачем? Мало ли у кого какие знакомые бывают!"  Я положил ему на стол несколько своих книг, он тотчас же назвал мне телефоны. Звоню. 
Узнаю, что меня, оказывается, помнят. Даже Валентин Мороз, который в то время почти не общался со мной, изъявил желание встретиться. Ах, как молод он на одном из снимков, где запечатлен он со своей женой и другом, Володимиром Яворивским, поэтессой и журналисткой Людмилой Гипфрих, сидящей рядом со мной…
И вот я с трепетом жду его на площади Льва Толстого. Вижу, идет старичок, опирающийся на посох, от этого вида что-то ёкнуло в груди. Я сразу узнал его. Поговорили, повспоминали, рассказал ему об этом снимке, попросил прислать, что я и сделал, сразу же по возвращении в Ашкелон. Прочитал мой перевод его стихотворения  "Черт его знает, чем пахнет солома"  на русский. Он одобрил, что для меня очень важно.
Все мучился, что же мне делать с Александровым? Иду в адресное бюро. Но у меня нет даже отчества моего старого друга… Тем не менее, дали адрес. И вот я иду. Это в самом центре Одессы. Стучу. Слышу, что-то зашевелилось в квартире. Затем дверь открылась, и – в проеме появилось до боли родное лицо. Смотрит строго, почти враждебно: 
- В чем дело?
Я стоял на одну ступеньку ниже площадки, и потрясенно смотрел на него. Как-то само собой вырвалось:
- Давай поцелуемся?
- А зачем? - растерянно произнес он, и стал пристально вглядываться. 
Ударил себя ладонью по лбу, бросился, обнял:
- Заходи!
Я закашлял.
- Что с тобой?
- Ничего особенного, бронхит подцепил, В Израиле с этим напряженка, а в Одессе как-то посвободнее…
- Пошли со мной, - строго сказал он.
Мы идем на улицу Бунина. Входим в помещение аптеки, поднимаемся на второй этаж. Там - центр квантовой медицины. Сергей обращается к сотруднике:
- Проведи ему курс против бронхита.
Женщина включила какой-то прибор, дала мне контактные датчики. И я минут двадцать сидел, вертя головой. Взгляд уперся в  транспарантик такой: "Сергей Борисович Александров. Почет-ный академик украинской академии медицинских наук. В пору челюсть лечить – чуть не вывихнулась. Вот тебе и Сергей! Он, руководит этим центром!
- А книги у тебя есть?
-Шесть.
- Стихи?
- Да, но я отошел от поэзии. В медицине так много интересного, что ты и представить себе не можешь! Речь идет о раскрытии секретов челове-ческой молодости… 
                               Сергей Александров

СОЗВУЧНОСТЬ
Был вечер молнией означен. 
Роился дождь среди кустов. 
Я ночевал на старой даче 
В огромной комнате пустой.
 
Окно простукивали капли. 
По потолку сквозняк гулял. 
Без пианиста пел и плакал 
В углу простуженный рояль. 

Казалось — деревянный ящик, 
Забытый, обряженный в пыль. 
Но он со всем происходящим 
Так напряженно связан был. 
И рокот грома, гнущий доски, 
И ропот листьев в тишине –  
Все находило отголосок 
В его тревожной глубине. 

Хотел бы я, чтоб отразиться 
Происходящее вовне 
Могло в душе, от песни птицы 
До песни, плачущей по мне. 

Я много думал о нашем разговоре. По-моему, Сергей не совсем осознает себя. Читал мне новые стихи. Значит, пишет! Нет, как бы он ни был занят своей медициной, но от поэзии ему никуда не деться, ибо он родился поэтом…
Сергей взял надо мной шефство. Знакомил с поэтами, деятелями еврейской культуры, побы-вал со мной в "Израильском центре культуры", на ул. Пастера. Мы встречались почти каждый день…
Станислав Стриженюк назначил встречу в СП. Невысокий, такой же энергичный, как в моло-дости – он вошел в кабинет председателя без стука, как в свой дом. Еще бы он – классик современной украинской поэзии, автор тридцати семи книг. Я его тоже узнал сразу. Седая борода, не скрыла прежнее лицо. Мы обменялись книгами. 
Председатель, писатель-сатирик Володимир Гаранин, оказался добродушным приветливым человеком. Увидел,  Станислав подписывает книгу, свою принес из закутка, и тоже подписал. Пришлось и ему дарить сборник стихов. А он, в ответ, опять – в закуток.  На столе появились крошечные рюмочки (значит, пить предстоит мелкими глотками, чтобы не окосеть прямо в писательском храме), закуска легкая, тоже, чтобы не до жиру. Сидим за столом, разговариваем о том о сем…
В тот день меня ждал Измаил Гордон. Ехать до него не близко – аж на пятую станцию Большого Фонтана, надо было поторапливаться, я распрощался с Гараниным, и мы со Станиславом пошли. На трамвайной остановки, обнялись. "Не исчезай!" – сказал он  на прощанье,   усадил меня на трамвай, и – я поехал…
Вот кого бы я никогда не узнал, так это Измаил Гордон. Помнится остроносый, чернявый такой степенный и мудрый не по годам. Я ведь тогда даже не подозревал, что он всю Отечественную войну прошагал с боями в пехоте, что даже в плену довелось побывать. И только тот факт, что никто и не догадывался о его еврействе, позволил ему дошагать до родного дома.
Я стоял у памятника летчикам, защищавшим Одессу в годы войны. Он подошел:
- Это Вы?
- Да, Измаил!
- Пошли ко мне.
Сказал и пошагал впереди. 
На столе – бутылочка коньяка, две рюмки. Выпиваем, читаем стихи. Он что-то читал новое. Я попросил, прочитать стихотворение, которое читал мне Сергей Александров. Он очень уважает Измаила и любит его поэзию. Да и я уже два месяца ношу с собой книгу его избранных стихотворений. Это невозможно не любить. Просто не могу не поделиться  с вами этой моей радостью:      
     Измаил Гордон

                      Памяти Владимира Бычковского  
                
                         о ДОБРОТЕ 

Война. 
              Я спал на карте мира. 
И было холодно и сыро 
В той школе возле Балатона, 
В разбитых окнах мгла бездонна,
И плесень звезд цвела во мгле. 
Недавний бой стихал во мне. 
Хотелось на экваторе согреться, 
Руку положить на Гонолулу, 
Слышать по ударам и по гулу, 
Как отступает ненависть 
                        из сердца, 
Как доброта войдет в свои владенья 
Без выстрела 
             и без предупрежденья. 
И тут же спали 
               люди,
                    люди, 
Забыв о гневе, забыв о люти, 
За партами, небриты и грязны. 
Пока недолгое молчанье – 
Зубрили сны однополчане, 
Добрые, застенчивые сны. 
Зубрили поле, дом, тропу, 
Им видеть так осточертело 
Тропинки в прорези прицела, 
Закаты в стереотрубу... 
Я засыпал на карте мира. 
В руке моря плескались мило, 
И черноморский бирюзовый 
К ладони ластился низовый. 
У пальцев появилось осязанье, 
И были осязаемы вполне 
На скумбрии – полярное сиянье, 
Меридиан на синем кавуне. 
У пальцев отогрелась ощутимость! – 
Гуляло  солнце, светом ощетинясь, 
Не зная о войне и нищете. 
Я гладил, гладил солнце по щеке 
Рукой, привыкшей 
                 к спусковым крючкам, 
Рукой, давно не спавшей по ночам. 
Я гладил солнце, и была рука 
Свободною от гнева и курка. 
Он читал это так мастерски, так вдохновенно, будто впервые. И так прочесть стихи поэта, по-моему, не способен ни один актер! Это могло быть  профессиональнее с точки зрения художе-ственного чтения, но совсем не так. А как, даже и объяснить не могу. Только: это читал поэт!.. 
А я слушал и любовался им. Он был невероятно красив –Измаил Гордон на девятом десятке своих лет…
…Я вернулся в Ашкелон, в свою обжитую квартиру,  сел за компьютер. Надо было рассказать о том, что я видел в Одессе в августе-сентябре 2004 года.

                  Слово о Сопине
Эта глава повести "Мои знакомые поэты" о тех, которых я 
никогда не  видел, но  творчество их мне известно, ибо нас 
свел великий "сводник" Интернет.  Начать, конечно же, надо 
с Михаила Николаевича Сопина, недавно ушедшего из жизни. 
Потому что именно он стал для меня самым близким на сервере 
"Стихи.ру". Не каждый день доводилось бывать на его страничке, 
но каждое стихотворение производило впечатление. Хотелось 
читать еще.
А начиналось все  с  письма Сергея Фаустова, часть из которого 
я рискну привести: "Недавно здесь зарегистрировался новый 
участник – Михаил Сопин, он, как и я, живет в Вологде. Его 
стихи особенные. Я сразу вспомнил про Вас, когда подумал, 
кто их может здесь оценить, как они того заслуживают. У вас 
очень похожие судьбы. Посмотрите его на досуге, пожалуйста.
С уважением, Фаустов".
Письмо датировано четвертым февраля 2003 года. Подробность 
такую сообщаю  для того, чтобы  показать, как мало мне выпало 
наслаждаться общением с этим близким мне по образу мысли 
человеком.
Я откликнулся на предложение, и был вознагражден. Дело даже 
не в том, что нашел  на сервере стихи, согревающие мою душу, 
не в том, что  от каждой строки идет аура мастерства и 
светлого авторского духа. Просто это родственные мне стихи. 
То есть, то, что я  ищу в любых поэтических творениях. Честно 
говоря,  так устал от пустопорожних строк! Опостылели вирши, 
в которые вложена  не душа автора, а гениталии, не остроумие, 
а скотство, не поэтическая мысль, а ёрничанье, не любовь, а 
технология секса, когда сообщают о презервативах и оргазмах, 
о том, что никак не возвышает человека, но ставит его в один 
ряд с домашними животными… Тему можно продолжать и продолжать…
У Сопина я увидел серьезную поэзию, в которой каждое слово 
обращено к современнику, и ко мне лично. Каждое стихотворение 
несет  острый социальный заряд, в каждом своя система 
ценностей и образность. Читал и радовался.
"Смешалась боль
Святых и подлых.
Не панацея –
Меч и щит.
И то,
Что в молодости подвиг,
Иначе в зрелости звучит.
Больных идей,
Пустых идиллий
Нет сил осмыслить,
Боже мой!
Куда бы мы ни уходили,
Какой бы бред ни городили,
Придется двигаться домой.
Ни бег нас не спасет,
Ни битва,
Ни триединство,
Ни чума.
В себе – алтарь.
В себе – молитва.
В себе –
Свобода
И тюрьма".
 Тут же написал рецензию, но компьютер  не принял ее, что, 
к сожалению, случается не так уж и редко.  Как же быть? 
Я послал письмо по электронной почте в Вологду.  Написал так, 
как имело место быть. То есть, что по просьбе Фаустова, за 
что ему глубоко благодарен, потому что это… читай выше и т.д. 
и т.п. И получаю ответ. Писала жена поэта Татьяна Петровна. 
Сообщала, что сам Михаил Николаевич с компьютером  в не очень 
теплых отношениях, что даже читает все ему она. При этом 
Татьяна Петровна просила меня написать другое письмо, без 
ссылки на Фаустова, чтобы это не выглядело каким-то 
принуждением к чтению. И объяснила: для Михаила Николаевича 
это очень важно. То есть, важно, чтобы человек сам нашел 
стихи, а не по чьей-то указке. Хотя было ясно, что к Фаустову 
Сопин относится очень хорошо. Я немедленно выполнил просьбу. 
Вскоре на рецензию откликнулся сам Сопин, и тут же  спросил, 
а сам-то ты кто и откуда? Тоже из этого сайта?
Таково начало. Сопины вдвоем заходили на мои странички, и под 
их рецензиями стоили две подписи: " М.Н." и "Т.П." Однажды 
Татьяна Петровна написала, чтобы я посмотрел новые стихи 
Михаила Николаевича, там есть стихотворение посвященное мне. 
Названия она не помнила, но помнила суть: о камне и душе. 
Я его отыскал:
  Камень и душа
Мише Берковичу
«Стой... 
Че-ло-век...»
Застыл я, не дыша.
Ржавь проволоки,
Пихты да березы.
Я сдвинул камень,
А под ним - душа.
Прильнул к травинкам –
Зазвенели слезы.
Как-то очень незаметно завязалась у нас дружба. Кажется, 
я прочитал все, что опубликовал Михаил Николаевич на сервере 
"Стихи.ру" Но мне этого было мало. Из Сакансайта" узнал, что 
Издательство "Э.Р.А" готовит книгу Сопина. Выждал некоторое 
время и попросил книгу. Очень уж хотелось читать Сопина не 
с экрана, а с листа. Но получил  отказ: нет такой книжки. 
Та, что в производстве, принадлежит другому Сопину – Глебу. 
Что поделаешь, не везет! Зато у меня книг полно.  Послал 
сборник "Белое руно", прекрасно изданный  тем же 
издательством "Э.Р.А."
Недельки две спустя, читаю рецензию Михаила Николаевича:
"Это отзыв не только на это стихотворение, но на предыдущий 
сборник вообще... А здесь еще будем читать...
               * * *
... Я вижу сматываемую перед человеком дорогу. Он хочет идти. 
А дорога перед ним все время убирается кем-то или чем-то, как 
коврик в длинном коридоре. Выдергивается, не дает шагать 
дальше. Человека не пускают в жизнь. Вообще у нашего поколения 
отняли дорогу и нас превратили в чёрт знает что.
«И я не уничтожен веком, 
Но был бы век мой человеком,
Ему б не подал я руки».
Поэтому человек все время один – отсту-пает многолюдие 
и дурноголосие. И это трагично и прекрасно: никто не поможет 
и ничто не помешает ему думать, а нам – слушать. 
Намагничиваются слух и зрение читающего, и обретаешь 
возможность и способность слышать душу говорящего с тобой. 
Звучит изумительная музыка откровений человеческих:
«Прилетела, как листва опавшая,
Ровно на полвека опоздавшая...»
Читаешь, не пряча слез... И неохота уходить.
 2003/11/02"
Преступно быстрое время не знало пощады. Вроде бы обычное 
течение  жиз-ни. Я заходил на страничку Сопина, читал, 
писал рецензии. 20 июля прошлого года под стихотворением 
"Так долго было светлым, голубым" прочитал такую рецензию: 
Миша, душа родимая, привет!
Как ты считаешь: если переставить 
строчки и закончить:
"Младенец стал согбенным стариком,
Скала прибрежным сделалась песком".
Думаем, такая концовка была бы ударнее.

Появляйся, не теряйся!
Т.П., М.Н.
Они, видимо, еще не понимали, что я не могу "теряться", ибо 
всегда с ними. По понятным причинам, его привлекала лагерная 
тематика. У меня сложился большой цикл стихов "Неволя", но 
печатаю лишь отдельные стихотворения. Понимаю, тяжела она – 
чужая боль. Горько все это читать. И народ старается обходить 
подобные откровения. Одно из таких стихотворений у меня 
прочитало, на тот час, всего тринадцать человек. 6 марта 
прошлого года он написал такие слова:
 "Реветь, Миша, охота от трагедии, красоты и... цифры 13. 
Меняем цифру с надеждой. 
              Здоровья и творческой энергии". 
То есть, он был четырнадцатым читателем. Если судить по 
"стихире", то там в чести "легкая" лирика, если не сказать 
больше. Чем стихотворение сексуальнее, тем длинней 
выстраивается хвост читателей. Возможно, по этой причине 
Сергей Фаустов опасался, что может не найтись здесь 
достаточного числа читателей, способных оценить большого 
поэта Михаила Сопина. Слава богу,  Сергей ошибся. Читателей 
у Сопина  оказалось много. А большинство рецензий на его 
стихи – нескрываемый восторг. Коллеги восторгались и 
мастерством, и смелостью и чистотой, и умением говорить о 
сложном просто, и  остротой  мысли… И это несмотря на то, 
что в стихах  много говорится о том, о чем не хочется 
слышать иным читателям. О гибели солдат, о заключенных.
"НА СВЕТЕ ЧЕРНО-БЕЛОМ
Родимые,
Прощаться скоро,
Собратья мира и войны,
Скитальцы красного террора -
Вы все в душе моей равны!
Ровесники!
Не так все просто.
Со всеми вами я в строю:
Встаю,
Забитый на допросах,
Над бездной лагерной встаю.
Не потому ль, не потому ли,
Что жить забвеньем не хочу,
Со свистом «дружеская» пуля
Прошлась по левому плечу.
Прижглась, тяжелая, пропела
О бренном сердцу и уму,
Чтоб жил на свете черно-белом,
Всегда,
Готовясь ко всему...
Я слышу харьковские клены
Сквозь сумрак полувековой:
«Вставай, проклятьем заклейменный!» -
Шумят над белой головой.
Вот что написал об этом стихотворении Сергей Фаустов.
"Я думаю, очень многие, вроде меня, уже отвыкли от таких 
стихов, но еще больше тех, кто никогда не читал даже похожего. 
Тем важнее факт существования Сопина". 
И я только по той причине привожу слова Сергея, что такую 
точку зрения поддерживает большинство читателей. Большинство, 
но не все. Довелось прочитать возмущение, мол, не надоело ли  
эксплуатировать тему, одними и теми же словами, писать все 
время об одном и том же.
Я заглянул на сайт  автора столь сердитой рецензии. Ожидал 
увидеть нечто серенькое, но ошибся, найдя  довольно 
интересного  молодого поэта. Написал ему письмо. Никто не 
обязывает любить то, что тебе не нравится, но при этом 
совсем не обязателен резкий тон, тем более, что весь сервер 
знает: Михаил Николаевич – тяжело  больной человек. Я не 
стал вступать с ним в полемику, это бесполезно, потому что 
у человека совсем иная направленность. И ему невозможно 
объяснить, что бывают темы, которые держат поэта за горло. 
К тому же  критик глубоко заблуждается, будто  одними и теми 
же словами об одном и том же. Тут достаточно сослаться на  
многочисленные рецензии очень въедливой публики -  поэтов.  
Возможно, мой адресат признал свою неправоту, написал, что 
больше Сопина трогать не будет.
Неожиданно Татьяна Петровна сообщила, что пришлет мне книгу 
стихов "моего Миши". Радости не было границ. Теперь я ждал, 
как оперативно сработает почта. А пока захожу на его страницу 
и слежу за новинками. Их много, порой не за всем успевал, но 
большинство читал. Написал однажды рецензию и получил вот 
такой отзыв:
   "Миша-Миша, где ты был? Как аукнется, так и откликнется. 
Это великое удовольствие - знать, что ты есть".
Но я и сам ведь все время думал, почему так поздно узнал о 
существовании этого человека, сумевшего стать для меня  за 
столь короткое время очень близким? 
Я рассказывал о нем всем своим знакомым, читал его стихи. 
Втемяшилось: "Хочу в Вологду!" Мне бы посидеть с ним 
где-нибудь на садовой скамье, послушать новые стихи, 
поговорить о том, о  сем… Может быть, именно эти мысли 
продиктовали стихотворение.
* * *
Вряд ли это нынче по плечу,
Но до боли в Вологду хочу.
Отродясь в ней не был никогда.
Я любил другие города.
Ну и что, что не был – бог со мной!
Нынче стала Вологда родной.
Ежедневно сердце к ней зовет:
Брат мой Сопин в Вологде живет.
               24.03.2003
А пока я жду книгу. И время, как известно, награждает за 
терпение. Получаю извещение. Не одна, а сразу две книги 
прибыли.  Я их везде с собой носил. Открывал и читал, даже 
по дороге на работу. Иду по тротуару и читаю, благо – 
прохожих почти нет. Мой завод на окраине города. Машин много 
бегает, а пешеходы – редкость.
Что с того, что все стихи перечитаны по нескольку раз! 
Я чувствую, что он ждет реакции. Да и вообще, как это 
прочитать книгу стихов, и ничего о ней не сказать? Но вот 
никак не могу себя усадить за компьютер. Не готов, а насилие 
над собой ни к чему хорошему не приводит. А в то же время  
в одной из рецензий он написал мне,  что как ни  тяжко, а 
приходится прощаться.  И хоть я и не психолог, но знаю точно: 
люди Сопинского покроя зря слов  не тратят. Если уж написал, 
значит чувствует это  прощание. 
Господи, сколько раз я опаздывал в своей жизни, а может, не 
опаздывал, просто был  не столь чутким, не говорил  друзьям 
и близким того, что обязан был сказать!.. Мысль о том, что 
опять могу опоздать, не отпускала. И все-таки нашел ту печку, 
от которой следовало начинать танец. Словом написал свое 
мнение о книгах, о самом авторе и его соратнице Татьяне 
Петровне. 
На этот раз все-таки успел!  Может быть, не так сказал, как 
хотелось бы, какие-то шероховатости теперь вижу. Но ведь 
сказал, что думаю. 
Отправил статью 4 мая. Долго не получал ответа. Потом Татьяна 
Петровна написала, что читает статью Михаилу Николаевичу в 
больнице, он слушает высказывается…  Опять в больнице!
Так жалею, что никогда не видел этого человека! Не все, к 
сожалению, в моей воле. Но с той поры, как я прочитал его 
первые стихи на сервере "Стихи.ру" меня на его страницу, 
как магнитом тянуло.  Потом он не однажды заходил на все 
мои страницы и оставлял замечания, оценки… 22 июля прошлого 
года оставил вместо рецензии на стихотворение "Как мало надо, 
чтобы жить счастливо" вот такие строки:
"Мы расстаемся, двигаясь по кругу –
Внушал себе, трусливому вралю.
Так долго надо жить, чтобы друг другу
Сказать три слова:
"Я
Тебя
Люблю".
Мишка, живи!"
Всем нутром своим чувствовал я, какая боль стоит за этими 
словами, и какое мужество. Мне теперь кажется, что если бы 
попросили оценить все творчество Михаила Сопина, я бы, 
пожалуй, выбрал именно это слово. Хотя рядом могли стоять 
и мудрость, и  ответственность, и любовь. Но именно  мужество 
следует поставить на первое место. Ведь он же последние годы 
не прекращал работать, будучи  безнадежно больным!
И все-таки, более всего прочего меня привлекает в нем сверх 
ответственное отношение к слову. Человек, прошедший фронт, 
лагеря и прочие подобные прелести, ни разу не позволил себе 
ввести в стихи окопную или лагерную брань. Я не спрашивал его, 
почему? Такой вопрос был задан моему израильскому другу, тоже 
ушедшему из жизни, Анатолию Зисману. Толя четыре раза побывал 
в заключении. А ответил он так: "Это поэзия! Это свято". 
Во всем, что мне довелось прочесть у Михаила Сопина, я не 
нашел ни одного "проходного" стихотворения. Он брался за самые 
острейшие темы и резал, как хирург, по живому. Причем во всем 
ощущалась стерильная чистота души, о чем бы он ни говорил – 
о любви, о боли, о природе. И я словно окунался в животворный 
родник. Какой свежий воздух вокруг него – не надышишься!  
Почему я так говорю? Да по той причине, что и на сервере, и в 
книжном мире столько сейчас появилось "стишат" о бытовых, 
скажем так, "подробностях", что стало страшно за будущее 
поэзии. Любовь? Подумаешь! Она и в СССРе была. А вот сексу 
не было, поэтому даешь секс! И в неограниченном количестве, 
как при коммунизме. И выплескивается на страницы книг, 
сайтов технология сношения во всех деталях. А сколько 
появилось молоденьких и уже полинялых кобельков, которые 
почему-то полагают, если они не сообщат миру, сколько и 
каких баб у них было, то мир от этого непременно окочурится. 
И весь этот срам, увы, относят почему-то к поэзии. Более 
того, у таких произведений, как правило, больше всего 
читателей. 
Никогда Сопин не опускался до такого. Тем не менее, собирал 
такое количество читателей, которое многим и не снилось. 
Иные требовали от него большего, дескать, ежели бог дал тебе, 
то и ты давай. На самом деле в большинстве случаев это были 
всего лишь нападки. Он знал, что пашет свою полосу, и никуда 
от нее не пытался уходить. Ибо это так же невозможно, как 
уйти от самого себя. 
Надо бы выразить соболезнование Татьяне Петровне. Но ведь и 
мне кто-то должен выразить его, это  и от меня ушел большой 
русский поэт, хороший и добрый товарищ. Как мне его будет не 
хватать теперь до последнего вздоха!  
"Мы расстаемся, двигаясь по кругу…" Хотел включить сюда 
прощальное письмо Михаила Николаевича, но оно обращено к 
авторам сервера "Стихи.Ру", а здесь речь о нем… 
Мне осталось сказать, что имя Сопина за короткий срок стало 
известно всему миру. Например в моем Израиле его знает всякий 
пишущий стихи. № июня в городе Нетания состоялся очередной 
слет поэтов страны, публикующихся на сервере "Стихи.Ру" 
Поэты читали стихи. В самый разгар вечера к микрофону подошел 
Александр Альт  и сказал: "Господа, совсем недавно от нас 
ушел прекрасный русский поэт Михаил Сопин. Прошу почтить его 
память вставанием... 
                      1-5.06.2004 

Возвращение к дневнику.
Как много событий произошло за последнее время. 
И десятый внук родился, и книга стихов вышла, и 
познакомился с интересным русским поэтом Сергеем 
Касьяновым, послушал его стихи в Ашкелоне и 
в Иерусалиме, ходили на море с Леонидом 
Колгановым. Наделал снимков, никак отдать не  
выберусь: все какие-то дела, заботы. Сергей уже 
давно улетел в свою Москву, а память хранится. 
Добрая память. 
Потом была моя фотовыставка в Ашкелоне "Лица алии".
Алия – репатриация на иврите. То есть захотелось 
мне показать, кто же мы, приехавшие в Израиль 
бывшие российские евреи. И, как  показалось, лица 
весьма даже интересные, красивые лица. Там и 
художник Дмитрий Громан и композитор, исполнитель 
многих песен на стихи русских поэтов Израиля 
Манон Жолковская; и поэт, владелец одной из самых 
известных в мире электронных библиотек, а также 
языковед и философ Александр Кобринский…
Но главное, презентация выставки. Приехали и 
пришли на нее многие герои выставки. Так что можно 
было увидеть не только портрет, но и оригинал. И 
каждый из них выступил. Кто стихи читал, кто пел. 
Когда оперная певица Мирьям Юсупова запела – зал 
замер. Никто из нас не ожидал такой мощи, и такого 
приятного голоса…
Прошла и выставка, как проходит все. И жизнь снова 
побежала по своей гладенькой дорожке, по кочечкам. 
Съездил на Север страны. Два дня разгуливал на 
прекрасном автобусе. Впервые за девять с половиной 
лет в Израиле, довелось повидать озеро Кинерет, 
долину реки Иордан, побывал в исторических местах. 
Собственно говоря, в Израиле все места 
исторические. И тем не менее, впервые побывал в 
бедуинском шалаше, куда нас привезли на 
экзотический обед. Шесть салатов выложили нам 
хозяева, шашлык из верблюжатины и прочие такие 
редкости. Бедуины – кочевой народ. Но многие 
уже привыкли к оседлости. А под этим шалашом 
я увидел, сколь трудолюбивы бедуины. Чем 
только они не занимаются! Тут вам и гончарное 
производство, и шорное, и выращивание на продажу 
экзотических цветов в горшочках необычайных форм и 
размеров, и торговля,  и кулинария. Я видел 
раньше представителей этого народа на некотором 
расстоянии – в Иудейской пустыни, по дороге на 
город Арад, который стоит на краю пустыни Негев. 
А так, чтобы близко еще не доводилось. Поэтому я 
вам подробно могу о них рассказать все, что знаю 
(со слов славной женщины Галины, нашего 
удивительного гида).
Так вот, оказывается, бедуин имеет право жениться 
столько раз, сколько захочет. Хоть сорок. Никто не 
указ! Кроме первой жены. Если она будет против, то 
нет силы в мире, которая могла бы отменить ее волю. 
Потому что по неписаным законам, женщина в доме – 
полная хозяйка. И муж обязан делать все, что она 
скажет. Сможет он ее убедить, приведет очередную 
жену в дом, а не сможет – извини-подвинься.  
У подножья горы Тавор видел таксиста семидесяти 
трех лет от роду. Слезно жаловался на детей своих. 
Ни один из них (а их всего десять) не пожелал 
продолжить дело отца. Вот он и ездит на 
собственной таксушке, возит туристов от 
подножья горы к вершине, где расположены 
два монастыря. Один – католический, другой 
православный. Дались мне эти монастыри! Из-за 
них от такой темы в сторону ушел. Дети у старого 
бедуина в самом деле ведут себя не слишком 
почтительно по отношению к отцовой профессии. 
Им и в голову нейдет промышлять извозом. 
Пятеро – доктора наук, трое – учителя, а 
двое врачи. Видите, как не повезло старику! 
Это еще раз подчеркивает, как израильтяне 
"угнетают" национальные меньшинства.
Беленький он весь – папаша пятерых ученых мужей, 
но еще такой крепкий, что иные и сорокалетние 
могли бы позавидовать. Кроме того, что он каждый 
день туристов развозит, так еще и охотится. 
Берет ружье и ежедневно – сорок километров по 
горам, по долам…
Про Эвелину Ракитскую. Потерялась. Нет нигде. Вот 
только что была в Москве, и нет, как нет. А она в 
это время в Каире оказалась. Надо же додуматься во  
время такой страшной интифады попереться аж в 
Египет, где евреев любят не менее трогательно и 
нежно, чем в палестинской Газе. Удивляюсь, как 
она еще в живых осталась. Даже на Кипре 
побывала! Отчаянная душа.
И вот она едет ко мне в Ашкелон. Подумал, 
фотографию я  видел, значит, узнаю без 
труда. И по этой причине  сам не стал 
газету покупать и ее не просил. Без 
газеты узнаю. Тем паче, у нее пелефон и у меня 
такая же машина на шее висит, чего там! Но 
оказалось, не так просто Ракитскую искать. 
Минут десять ходил вокруг  автостанции. 
Сидит женщина в черном, в длиной 
юбке – до самых пят. Точь-в-точь ортодоксальная 
бабенка. И я бы мимо прошел, будь у нее на голове 
что-то. Но, поскольку ортодоксальные женщины  без 
покрытой головы в общество – ни ногой, потому что 
открытые волосы возбуждают мужчин, то  я и 
задержал на ней взгляд. Подумал, коли она никого 
возбуждать не боится, значит Эвелина! Вот так мы 
и познакомились, после нескольких лет заочного 
знакомства. Ходили к морю, сидели за столом, пили 
вино, закусывали, не торопясь. Словом все, как у 
живых людей. А потом опять все, как прежде – 
пелефон, емейл. Но теперь я уже ее вижу, когда 
читаю очередное письмо.
А еще у меня такая радость. Получил два сборника 
стихов от Михаила Николаевича Сопина. Читаю, 
получаю великое наслаждение. Статью написал.
Недавно увидела свет книга стихов Александра 
Кобринского "Естественная речь". Огромна книга – 
450 страниц. В твердой обложке очень приятно 
изданная. А Кобринский уже готовится сдать в 
типографию второй том, куда войдут не только 
его стихи, но и переводы. Но я нарушил хронологию.
Дело в том, что  перед  этим, вышла очередная 
книга стихов Аллы Айзеншарф "Тень птицы". 
И мне приятно, что стихи Аллы Наумовны не 
стареют, все та же горняя воздушность, все 
та же  детская наивность и философская глубина. 
Хотя большинство стихотворений мне знакомы. 
Мы иногда встречаемся и читаем друг другу 
новое. Тем не менее, книга – 
это совсем другое!

 

Отзыв...
Aport Ranker
ГАЗЕТА БАЕМИСТ-1

БАЕМИСТ-2

АНТАНА

СПИСОК
КНИГ
ИЗДАТЕЛЬСТВА
"ЭРА"

ЛИТЕРАТУРНОЕ 
АГЕНТСТВО

ДНЕВНИК
ПИСАТЕЛЯ

ПУБЛИКАЦИИ

САКАНГБУК

САКАНСАЙТ