ГАЗЕТА БАЕМИСТ АНТАНА ПУБЛИКАЦИИ САКАНГБУК САКАНСАЙТ

Дневник писателя:   
Татьяна Сопина    

Тетрадь третья

 

Тетрадь вторая Тетрадь первая

   

 


19 декабря 2003 года.

 

МОЛИТВЫ ВРЕМЕНИ РАЗЛОМА

 

ДВЕ СТРАНЫ

 

Уже не листопад.  

Еще не гололед.  

В душе и за окном –  

Октябрьская прохлада.  

Какое счастье –  

Жить  

И знать, что все пройдет,  

Что не к кому спешить  

И сожалеть не надо.  

Живу в другой стране.  

Звонят колокола.  

Из той, где прежде жил –  

Ни отклика, ни звука.  

Все - думы. Все - дела.  

И память подвела,  

Когда и с кем была  

Последняя разлука.  

Гуляю иногда.  

Внезапный окрик:  

"Стой!" –  

Ломает резко шаг.  

С трудом соображая,  

Не вдруг осознаю:  

Не свой... Не свой? Не свой!  

Чужой я той стране.  

А эта - мне чужая.

 

С перевала хорошо видно. Здесь прозрачный горный воздух, далеко просматривается горизонт в обе стороны. На разломе эпох возникали самые значительные произведения мировой культуры...

Мы еще не знаем, что останется в истории на развалинах социализма, не готовы подвести итоги и выделить главное. Но появление авторов, пытающихся размышлять на этом переломе, вызывает знаково. Очередной свой сборник стихов Михаил Сопин назвал "Молитвы времени разлома". Позднее он скажет: "Я пишу не стихи, а молитвы от имени ушедших и уходящих". Он уже и сам не молод - за шестьдесят, болен, пережил инфаркт...

Меняется стихотворный стиль - свойственная раннему периоду цвети-стость сменяется хирургическим анализом, краткостью, афористичностью, вот только частушечная лихость порой поэту не изменяет. В стихах трудно дышать из-за жесткости горнего воздуха. Возможно, к этому надо привыкнуть.

"Я той стране не свой..."  

Да, не свой.  

Читавшие предыдущие главы моего "Дневника писателя", я думаю, в этом уже убедились. Но тогда оставалась мечта о будущем. Надежда. Будущее пришло, не узнанное в лицо:

"Друг стал похожим на врага,

А враг - на друга...

Смятость. Снулость.

Все возвратилось в берега.

Все на круги свои вернулось".

 

Может быть, это только переходный период? Вот что-то пройдет, продвинется еще немного...

 

"Куда спешим? Не знаем...  

Потупив в землю взгляд,  

С сомнительным сознаньем  

Гребем вперед-назад.  

Полипы вечной гнили  

Юродствуют, грубя:  

"Нас предали! Забыли!"  

Вы предали себя».

 

Может быть, это скорее скоропись времени, чем отстраненная - впрочем, вполне достойная позиция "жить своей жизнью, не замечая творимой вокруг мерзости". Больше газета, чем взгляд из прошлого в вечное.

Когда-то живущий в Крыму во время Октябрьской революции Иван Бунин писал о том, как он носит на дачу песок и топит камин. "Окаянные дни" он напишет уже потом, в Париже. А Макс Волошин, находящийся от него в нескольких десятках километров, смотрел на улицу и уже тогда писал о том, что видит (правда, этих строк никто, кроме самых близких Волошину людей, в то время не читал). Разные подходы ко времени и к себе могут быть у поэта. Разные. Это его право... Заслуженная артистка России Е.Н. Распутько так охарактеризовала поздние стихи Михаила Сопина:

- Когда маленький ребенок ступает ножками в холодную воду, ему хочется их отдернуть. Но вот он ножками немного поболтает, привыкнет... и уже не так страшно. А для здоровья полезно.

Сборник Михаила Сопина "Молитвы времени разлома" издается за счет автора в ста экземплярах с серийной обложкой частного издателя. Мы раздаем его по знакомым. Отклик в печати - нулевой, если не считать рецензии величиной с два спичечных коробка Саши Кучера «Книжка для дураков» (областная газета «Зеркало, 4 апреля 2001 года), в которой приведены слова критика Сергея Фаустова: «Михаил Сопин забивает последний гвоздь в гроб российской дурости. Но вся беда в том, что дураки этого не замечают»

Ну почему же последний? – дурости нет предела. И не только российской. Дурость - понятие межнациональное...

Вот еще цитата из рецензии Саши Кучера: «Концентрация страшная, химически чистая. Сопин верен себе – он, как паталогоанатом, исследует современность. И если предыдушая книга «Обугленные веком» пронизана нежностью и прощанием, то в «Молитвах...» автор беспощаден. Веку он вынес приговор, а вот человеку... Человек сам себе вынес:

«Кончается двадцатый век – в крови, в моленьях и надеждах. Стереотипен человек и жалок в действах и одеждах». «Поэзия? Куда такую? С ней больно сердцу и уму. Я ничего не публикую, не нужно это никому», - признается Сопин. От книги холодно. Стужа прозрения сильнее всякой другой».

 

* * *

Крик взбулгаченных ворон.

Голоса со всех сторон:

«Ты люби, меня, люби,

Луною утомленная,

Пока водятся рубли,

Пока шуршат зеленые!»

Частушечки. Гармошечки.

Совхозные хиты.

Зашторены окошечки

С утра до темноты.

Заспано. Затравлено.

Нравы таковы

–Российская окраина

Под боком у Москвы.

Жить, как есть, Желанья нет.

Умирать не хочется.

В центр бы выправить билет,

Да столица - склочница:

Склочница-притворщица,

Брешет и не морщится.

Эх ты, дума моя, дума,

День ненастен. Ночь темна.

Воровская, мусорская,

Пролетарская страна:

Умным – рюмочка вина.

Вечным нищим – знаки...

Выживают сорняки.

Пропадают злаки.

Девки плавают в вине,

На сосках помада.

Бомж повесился в окне,

Очумев от смрада.

Полу-судьи, полу-урки,

В лицах оволчение

–Демонстрируют придурки

Ополчение.

Что там? Кто там?

Ска-ра-бей нич-ком!

Бородой в гранатомет...

Мир фугасный

Красным веничком

Чистилище метет.

 

* * *

Смешалась боль

Святых и подлых.

Не панацея –Меч и щит.

И то, что в молодости подвиг,

Иначе в зрелости звучит.

Больных идей, Пустых идиллий

Нет сил осмыслить,

Боже мой!

Куда бы мы ни уходили,

Какой бы бред ни городили,

Придется двигаться домой.

Ни бег нас не спасет,

Ни битва,

Ни триединство,

Ни чума.

В себе – алтарь.

В себе – молитва.

 себе –Свобода

И тюрьма.

 

* * *

 

Нет, жизнь моя не горький дым.  

Я не свожу с тобою счеты.  

О чем ты, Родина, о чем ты?  

Я жив  

И, видит Бог,  

Любим.  

Могли мы все пройти вдвоем!  

Не по моей вине разлука...  

Пришел,  

А в имени твоем  

Ни смысла прежнего,  

Ни звука.

 

 

* * *

Не выношу прощений поздних.  

Отмщенья нет.  

А боль жива.  

Раскаяния горький воздух –  

Тлен. Эхо. Мертвые слова.  

Народ предаст, продаст, отступится...  

Не в первый раз ему уже...  

Дай сил мне,  

Мысль,  

Дай сил, заступница,  

Дай сил на тяжком рубеже.

 

 

 

ПУСТИВ ПО КРУГУ ШКАЛИК...  

(Оперная партия)

 

Пустив по кругу шкалик,  

Лепил народ божка.  

Рождался полукарлик  

С ухваткой мужика.  

Не чувствуя напасти,  

Толпа гудит хмельней.  

А карлик – ближе к власти,  

А он уже над ней!  

Навис над серым роем  

И дразнит кумачом.  

Зовет народ героем,  

А сделал – палачом:  

Немым велит молиться,  

Слепцам – поклоны класть,  

Стреляет пастве в лица,  

Отняв у Бога власть.  

Чуть зыркнет –  

Мы немеем,  

Вдыхая страх крутой.  

И стал  

Народ  

Пигмеем  

У карлы под пятой.

 

 

 

В КОСМАТЫХ МЫСЛЯХ

 

Я думаю, далекий брат...  

Не нам одним  

Не впрок примеры.  

Мы взяли веру напрокат  

И стали  

Призраками веры.  

Бродячий европейский миф –  

Я вижу,  

С горечью итожа,  

Переувечили своих,  

А результат победы –  

Тот же.  

Поминки. Праздник.  

Эпатаж станичников,  

Безродных татей?  

В косматых мыслях:  

«Отче наш!», -  

А на губах –  

Полынь проклятий.

 

 

 

НА НИЩИХ И ВЕЛЬМОЖ

 

Тропа дана. Сума дана.  

Любви отведен час.  

И приговоров письмена  

Начертаны для нас.  

Играет власть –  

Все карты в масть.  

Власть сирых –  

Плеть судьбы:  

Назад – столбы.  

Вперед – столбы.  

И по бокам – столбы.  

Защиты нет. Пощады нет.  

И свет в окне – крестов.  

И от тенет, и от клевет  

Бессилен храм Христов.  

Так назревает для страны  

Проблемы острый нож –  

Не Богом мы разделены  

На нищих и вельмож.  

Одним – в цари,  

Другим – в псари,  

И предрешен вопрос?  

Нет.  

Умирает псарь, как царь,  

И царь гниет, как пес.

 

 

 

В СЕБЕ ПОВЕРЖЕННЫЕ НИЦ...

 

Любвевождизм чеканит наши лица.  

Так мало умных и красивых лиц.  

Видать, нет сил самоопределиться.  

Живем – в себе поверженные ниц.  

Поди, уклад столетий опровергни!  

Не изгнан,  

Не осужден,  

Не убит,  

Живу на взрыве  

Двух больных энергий –  

Своих страданий  

Мадам, Россия,  

Облетают листья.  

В глазах твоих откуда эта стынь?  

На рынке изнасилованных истин  

Горит наследство  

Попранных святынь...

 

 

 

* * *

 

Стране,  

В которой жизнь теряет цену,  

Все отдано.  

Пуста душа. Готов.  

Свое сыграл.  

Других прошу на сцену –  

В безликий зал  

Паяцев и шутов.  

Гляжу вокруг:  

В речах, в деяньях – серо.  

Пока бродил по серости дорог,  

Спилась Любовь,  

От слез ослепла Вера,  

Надежду сам я выгнал за порог.  

 

 

* * *

 

Кончается двадцатый век  

В крови,  

В моленьях и в надеждах.  

Стереотипен человек  

И жалок  

В действах и в одеждах.  

Мысль на меже. На рубеже!  

Живет разгадка – еле слышно –  

Что человеком быть уже  

На белом свете  

Не престижно.

 

 

 

* * *

 

Не проклинаю этот свет  

За неразборчивость деяний.  

Мир будет до скончанья лет  

Творить себя без покаяний.  

Встречая одинокий взгляд,  

Прошу:  

Беги от злобной жажды.  

Все наши боли отболят.  

Все слезы высохнут однажды.  

Гляжу в себя,  

В былую даль,  

И понимаю ближе к краю:  

Мне человека в жизни жаль!  

А человечества – не знаю...  

 


 

14 декабря 2004 года.

 

НА РУБЕЖЕ МОЕМ ПОСЛЕДНЕМ

 

Я уже писала, что книги Сопина зачастую делалось так: когда появлялась возможность, собиралось опубликованное в газетах или автор брал первую попавшую под руки кипу стихов и набирал, сколько требовалось. Составлять сборники он так и не научился, к собственным детям-стихам объективным быть не мог. Подборки делались под настроение, а потом обнаруживалось, что самое главное осталось "за бортом"...

Так создавались и "Молитвы времени разлома". Разбираясь в оставшемся, я досадовала. К счастью, в Вологодском отделении Союза писателей России подошла его очередь на брошюру из серии "Вологда-XXI век". (Здесь надо сказать доброе слово в адрес Вологодского отделения Союза писателей России, которое при поддержке Администрации Вологодской области в самые тяжелые после-перестроечные времена дало возможность местным авторам издаваться, выходить к читателям со своими произведениями).

Сборник "Свобода - тягостная ноша" составляла я. Михаил в то время в тяжелом состоянии был в больнице и только внес коррективы. Сказать свое слово в выборе материала я предложила и секретарю Союза писателей Виктору Плотникову. Но он ничего не изменил, только заголовок сборника не понравился (слишком публицистично!).

Был предложен другой вариант - "Тягостная ноша", но мне он показался безликим, да и Михаил не согласился категорически.

- Автор и есть публицист, - сказала я в Союзе. - У него такое лицо. А "Тягостная ноша"... что-то от такелажа: "Цемент", "Железный поток".

Тираж у этих малоформатных брошюр был приличный - 999 экземпляров, их рассылали по области, раздавали для пополнения школьных библиотек. Не знаю, читали ли где Михаила - в прессе резонанс был нулевой.

 ... Я бы не сказала, что в Союзе писателей и вообще в Вологде к Михаилу отношение плохо. Относятся - как умеют. По-человечески даже, может, получше, чем к другим: когда состояние здоровья стало совсем тяжелое, Михаил Карачев посетил больницу, пытался содействовать в улучшении бытовых условий. Но больница сама была в хроническом кризисе...

 Как всем членам Союза, ему выдают пособие в размере 350 рублей в месяц. Приглашали и продолжают приглашать на мероприятия. Но Сопин их и раньше не очень-то жаловал, а тут... появилась уважительная причина оставаться в стороне. Он этому и рад.

 Некоторым светлым пятном в конце девяностых была наша семейная дружба с врачом детской поликлиники Верой Леонидовной Бузыкаевой. Вера искренне увлеклась творчеством Михаила Николаевича и приобщала других. Часто бывала у нас дома как друг и врач. В ней было особое женское обаяние, за которым, впрочем, ощущался твердый, мужской характер. Она замыслила написать о Михаиле художественно-документальную книгу, и не только с блеском выполнила задачу, но и издала книгу за счет своих скромных медицинских заработков, с привлечением спонсорских средств. Книга "Нет, жизнь моя не горький дым..." получилась большая, красивая. Но, не смотря на активную Верину пропаганду и положительные отзывы практически всех, кто ее прочитал, достойного резонанса книга так и не получила, что больно ранило автора.

 Почему же так вышло? Осмелюсь предположить - по той же причине, почему у нас в России все не получается, почему не нужен был сам Михаил Николаевич. Никому ничего особенно не нужно, если перестаешь "толкаться и давить". А "толкаться" Вера устала.

 (...Вспомнилось, как в семидесятые годы прошлого века первый секретарь обкома КПСС А. С. Дрыгин посчитал, что Вологде для повышения престижа власти нужно иметь прирученного писателя-классика. В.И. Белов тогда еще не смотрелся, и на роль мэтра был приглашен с Урала Виктор Астафьев. Ему дали квартиру в престижном обкомовском доме и подарили мебельный гарнитур. Но Астафьев не оправдал надежд: вел себя независимо, а потом и вовсе уехал, да еще и написал по мотивам вологодской жизни сатирическую повесть "Печальный детектив". Это писателей и власти обидело ("Гарнитур взял, а нас опозорил...», «После знакомства с этим произведением хочется помыть руки» - из высказываний известных в Вологде людей после обсуждения «Печального детектива» в областной библиотеке им. Бабушкина). Когда я рассказала об этом доценту Пермского университета Р.В. Коминой, она засмеялась: "Писателям дарят не гарнитуры, а понимание".

 Миша говорил о коллегах-писателях:

 - Я никому ничего не желаю плохого. Но я им - не по зубам.

Он чувствовал себя все хуже физически, замыкался в себе.

 

 

КРЕСТ

 

Жизнь вечна  

В мечтах дурака:  

Признанье,  

Раденье о благе...  

Спокойно выводит рука  

Раздумья мои на бумаге.  

Мелеет надежды река.  

Тень в черном,  

Российские дроги...  

Выводит рука старика  

Знак Плюс  

На вчерашней дороге.

 

 

Знак Плюс - это и есть крест. Многим в то время казалось: жизнь подходит к концу. Михаил Николаевич уже никогда ничего нового, интересного не напишет. К счастью, они ошиблись.

 

 

* * *

 

Такой простор!  

Куда от дум уйти?  

Гляжу вокруг  

С молитвой и обидой:  

Россия – птица,  

Над землей обильной  

Ослепшая  

От поиска пути.

 

 

* * *

 

Свободная рутина.  

Засушливый потоп.  

Не топлена квартира.  

Налоговый гоп-стоп.  

Кто грезит о монархе,  

Кто жаждет пахана!  

Кто в шлюхи,  

Кто в монахи –  

По швам трещит казна.  

Россия. Гололедье.  

В сознанье недород.  

Двадцатого столетья  

В глазах невпроворот.  

А я без клятв, без лести  

За сбродом вижу брод:  

С трудом  

На взломе чести  

Рождается народ.  

 

 

* * *

 

Безумнее на свете нет беды –  

Жить в вечном состоянии вражды,  

Когда дыханьем,  

Мыслью правит бой –  

Неважно с кем,  

С врагом  

Или с собой.  

 

 

* * *

 

Я знаю  

Кровь и смерть войны,  

Колосья,  

Тучные от праха,  

Глаза казненных без вины,  

Психоз бесправия  

И страха.  

Так уж ведется на Руси...  

У самого себя спроси  

За тесноту,  

За нищету,  

За немоту,  

За темноту,  

За политический разбой,  

За всех,  

Гонимых на убой.  

И никаких гарантий нет,  

Что мы не повторим тех лет.  

 

 

* * *

 

Страшись безликой тишины,  

Когда в безумной круговерти  

И жизнь, и смерть  

Обобщены  

В таинственное жизнесмертье,  

Где по команде слезы льют  

И выше смысла ставят фразу,  

И любят нищие салют,  

И умирают по приказу.  

 

 

 

НЕИЗБЕЖНОСТЬ  

 Вере Бузыкаевой

 

Ты задай мне вопрос,  

Не отвечу –  

Задай его снова.  

Может, вместе найдем –  

Как с собой примирить это слово:  

Превратиться в пыльцу,  

Стать ничем  

Под дождями, снегами.  

Безразличное время  

По лицам пройдет сапогами.  

Как осмыслить ничто:  

Беззащитность,  

Бесправье,  

Безгласье...  

И при жизни еще  

Отыскать с неизбежным согласье.  

 

 

* * *

 

Никого я в друзья не зову.  

Ни пастух мне не нужен,  

Ни стадо.  

Други, недруги –  

Сон наяву.  

Сновидений мне больше не надо.  

Оскудев, разбежались друзья.  

И петляет еще в поле голом  

Беспричальная стежка моя  

Меж свободою  

И произволом.  

 

 

* * *

 

«Огонь родного очага»  

Бывал опаснее врага...  

Не раз умы,  

Со смертью в прятки  

Сыграв (другого не дано!),  

В бега пускались без оглядки  

Через «петровское окно».  

Так и зачах  

Родной очаг,  

Оставив тусклый свет в очах...  

 

 

* * *

 

Помолчим.  

Больную память я не трогаю.  

Слез удушье: дорогая...  

Дорогой...  

Весь свой путь  

Прошел разлучною дорогою.  

И пришел к тебе – другой.  

И сам другой.  

Заморожено на сердце,  

Заморочено.  

То, что было,  

Не воротишь, помолчим.  

Наша молодость  

Страною укорочена,  

Перечеркнута  

Без смысла и причин.  

Ты прости меня, далекая, родимая,  

Не брани за преждевременность седин:  

За утерянное, за необратимое!  

Жизнь уходит.  

Ты одна.  

И я один.

 

 

 

* * *

 

За все, что выстрадал когда-то,  

За все, чего понять не мог,  

Две тени-  

Зэка и солдата-  

За мной шагают  

Вдоль дорог.  

После боев  

Святых и правых  

Молитву позднюю творю:  

Следы моих сапог кровавых  

Видны –  

Носками к алтарю.  

Есть в запоздалом разговоре,  

Есть смысл:  

За каждый век и год,  

Пока не выкричится в горе,  

Пока не выплачется в горе,  

Любя, душа не запоет.

 

(Из сборника «Свобода – тягостная ноша»)

 

   


 

7 декабря 2003 года.

МЕЛЬНИЦА НА КОСТЫЛЯХ

У М.Н. есть два, казалось бы, взаимоисключающих себя стихотворения. Вот одно из них:

* * *

Уже не листопад.
Еще не гололед.
В душе и за окном
Октябрьская прохлада.
Какое счастье -
Жить
И знать, что все пройдет,
Что не к кому спешить
И сожалеть не надо.
Живу в другой стране.
Звонят колокола.
Из той, где прежде жил -
Ни отклика, ни звука.
Все - думы. Все - дела.
И память подвела -
Когда и с кем была
Последняя разлука.
Гуляю иногда.
Вдруг резкий окрик:
"Стой!"
И замедляю шаг,
Едва соображая,
И с болью сознаю:
Я той стране не свой.
Чужой я для нее.
А эта -
Мне чужая.

И другое:

..А я без смутной вести
За краем вижу брод.
Вот здесь, на этом месте
Рождается народ.

Ситуация для этого автора не такая уж необычная: у него много противоположного, казалось бы, взаимоисключающего, сливающегося в полифонию, которая после некоторого привыкания совсем не кажется противоестественной.

Однажды на встрече с поэтом заслуженная артистка России, пианистка Е.Р. объясняла слушателям свое восприятие стихов Михаила Сопина: маленький ребенок боится опустить ножки в холодную воду, кричит, отстраняется... . но слегка поболтав ими, привыкает, ему уже нисколько не страшно, а для здоровья - полезно. Обратимся к первому стихотворению. Если идти по упрощенному варианту - типичное состояние человека старшего поколения, выкинутого из сегодняшней жизни (нищета, маленькие пенсии, обидно за падение Советского Союза, раздражают "новые русские" и т.д.) Хотя типичный человек старшего поколения о Советском Союзе тоскует, а поэт говорит: "Я той стране - чужой..." То есть, это скорее диссидент, а не поклонник пропавшей страны.

С другой страны, в состоянии выкинутости всегда оказывается часть населения при революциях (кровавых, как в семнадцатом году, или мирных, как в девяносто первом). Это состояние Владимира Набокова, в ночном кошмаре мысленно возвращающегося в Россию, чтобы быть расстрелянным в одурманенном цветущей черемухой рву. Оно знакомо беженцам бывших советских граждан всех волн эмиграции, почти не зависимо от того, как складывалась дальнейшая судьба. В данном случае речь идет о внутренней эмиграции из обеих стран - и бывшего Советского Союза, и нынешней непонятно какой России. У поэта рождается страшный образ Родины в виде мельницы, бредущей на костылях:

"Вольная-вольная воля.
Лунное-лунное поле.
Вдаль убегающий шлях.
И через лунную жижу
Движется - чувствую, вижу -
Мельница на костылях.
Шаркают свайные ноги.
Скорбно скрипят костыли:
"Я заблудилась
В дороге.
Родина я. Постели.
Крови потеряно много.
Все упованья - на Бога.
Сядь. Я забудусь чуть-чуть.
Как же далек еще путь..."

Мельница, которая перемалывает. Мельница Дон-Кихота, сражаться с которой бессмысленно... Но она же - необходимый атрибут благополучия селян, для которых мельник - самый необходимый и уважаемый труженик.

Где здесь найти место человеку? Он попадает под перемалывающие крылья и... тут же сам чувствует себя мельником, способным управлять ситуацией. Хотя бы в виде рифмующихся строф:

"Я знаю,
Время льет большую воду
Больной страны
На мельницу мою..."

Это рождение человека, если хотите, и есть обретение независимости, к которой даже в век свободы стремится далеко не каждый.

- Под то, что названо перестройкой, - говорит Михаил, - было вложено столько надежд и желаний... Сколько было лозунгов, криков о независимости составляющих бывшее СССР республик! После всего того, что они выстрадали, все были достойны этого и получили. Но я не увидел стремления к духовной независимости каждого человека. Нет этого и не может быть, нет таких программ... Пробурчали с тяжелого похмелья "День прощения"... Кто кого простил? Тех, кого не догрохали? Кто из страха объявит себя простившим? Перемены метафизичны: одним - вечно убивать, другим - вечно прощать? Истинных преступников столько же, сколько истинно верующих, остальных создают обстоятельства... Кто получает коротенькие вожжи, чтобы управлять группой близких, тут же стремится управлять государством, чтобы въехать во власть и обеспечить этот въезд своим близким. Отсюда - хроническое недоверие к власти...

- Так все-таки, - спрашиваю я, - остается надежда?

- Я не антипатриотист, не антигосударственник, не хочу терять доверие к стране, в которой живу. Я антиидиотист. А пока "обрядили страну в уголовных блатари из кремлевских палат", для меня важнее, кто мать и отец мои, а потом уже государство, диктующее общественный гипноз...

* * *

Страшись безликой тишины,
Когда в безумной круговерти
И жизнь, и смерть обобщены
В таинственное жизнесмертье,
Где по команде слезы льют
И выше смысла ставят фразу,
И любят нищие салют,
И умирают по приказу.

* * *

Времена не выбирают...
Бог с тобою, простота.
Миллионы выгорают
Без звезды и без креста.
Потому и выгораем,
Что погибель выбираем.

* * *

Я вижу кровь и смерть войны,
Колосья, тучные от праха,
Глаза казненных без вины,
Психоз бесправия и страха.
Так уж ведется на Руси...
У самого себя спроси
За тесноту,
За нищету,
За немоту,
За темноту,
За политический разбой,
За всех, гонимых на убой.
И никаких гарантий нет,
Что мы не повторим тех лет.

* * *

Бежал за жизненной красой
По снегу юности босой!
Союз распался.
Я остался
Перед незримой полосой.
Былое соткано из боли
И дом стоит на минном поле.

* * *

Ты один, я один,
Каждый смертный один!
Вместе - пасынки века.
Я ищу тебя
Средь лиховертных годин,
Где ты,
Сын человека?

* * *

Самодурство. Чванство. Пустофразие.
Свой, не свой -
С дороги осади!
Масленицу ладит полу-Азия -
Крест прижав к языческой груди.

* * *

Свобода -
Что она, мой друг?
Когда идешь по жизни молча,
Плеть формирует
Стайный дух,
Станичная культура волчья:
Советский пепел
На кострах
Еще горячий!
А Россия
Уже внушает древний страх,
Живя в предчувствии насилья.

* * *

Такой простор!
Куда от дум уйти?
Гляжу вокруг
С молитвой и обидой:
Россия - птица,
Над землей обильной
Ослепшая
От поиска пути.

* * *

Ты задай мне вопрос.
Не отвечу -
Задай его снова.
Может, вместе найдем,
Как с собой примирить это слово:
Превратиться в пыльцу,
Стать ничем
Под дождями, снегами.
Безразличное время
По лицам пройдет сапогами.
Как осмыслить ничто:
Беззащитность, бесправье, безгласье...
И при жизни еще
Отыскать с неизбежным согласье.
 


«ОБУГЛЕННЫЕ ВЕКОМ»

Девяностые годы... Страна радуется свободе и демократии. Теперь каждый сам себе голова: что хочу, то пишу, издаю на свои (или спонсорские) деньги и продаю. Примета времени - автор с собственным тиражом на улице, он же продавец, раздает автографы. Поначалу зрелище привлекает внимание, но как всякое шоу, срабатывает ненадолго. Скоро интерес публики ко все возрастающей печатной продукции упадет, а уровень этой продукции, увы, будет снижаться...

Отделение Вологды от Северо-Западного издательства привело к тому, что квалифицированные редакторские кадры остались в Архангельске, своими Вологда так и не обзавелась, а мы навсегда потеряли Елену Шамильевну. К сожалению, это сказалось и на последующем сборнике Михаила "Обугленные веком", который, не смотря на прорыв и серьезные удачи, в целом я считаю "сырым".

Изданием этого сборника Миша обязан Совету самоуправления (так тогда называлась городская Дума) и Администрации города, а инициатором выступил коммунист-активист, депутат от городской, а потом и Государственной Думы от фракции КПРФ Владимир Громов. Удивительным образом за стихи Михаила хватались политические представители самых разных течений: им казалось, что он бьет их врагов, и только потом соображали, что в такой же степени это повернуто и к ним самим.

Володя - бывший железнодорожник, которого мы знали более как исполнителя бардовских песен и прекрасного, чуткого человека. Обладая редким по проникновенности тенором, он играл на гитаре, в фильме Александра Сидельникова исполнял песню на стихи Михаила "Узкоколейка". Бывал у нас дома, навещает Мишу в больнице и по сей день. Володе Миша посвятил стихотворение "Слева - чаща. Леса...", которое мы полюбили в его исполнении.

К тому времени, как мы подружились, Володе было за сорок. Он имел высшее инженерное образование, но трудился простым машинистом (здесь больше платили). Работу любил - в его рассказах о дальних рейсах было много поэзии.

Но вот выработаны годы, необходимые машинисту для получения пенсии, но сил еще достаточно, а в душе неудовлетворенность. Володя вступает в Коммунистическую партию и с головой окунается в политику. Сначала он баллотируется в городской Совет самоуправления и становится одним из самых видных депутатов, а потом делает головокружительный взлет - по партийным спискам проходит в Государственную Думу. Думаю, не ошибусь, если скажу: поддерживая Михаила, Володя рассчитывал привлечь его в своей агитационной работе. Стихи ему нравились, и компартию он поддерживал искренне, только думается, идеалы КПРФ он больше сочинял, чем там было на самом деле... Миша это понимал и говорил: «Володя, не переживай. Для меня неважно, сколько партийности в человеке – важно, сколько человечности в партии».

(Через четыре года Володя вернется из Москвы и отойдет от политики. На вопросы будет только с досадой махать рукой, да мы и не спрашиваем. По слухам, он хотел сборником "Обугленные веком" поразить товарищей по партии, но не встретил поддержки. Стихи "никуда не пошли", чему мы только порадовались.

А сборник остался... По тональности он близок к "Девяносто третьему году", стихи жесткие, афористичные. Много посвящений - на мой взгляд, излишне много. По этому поводу Миша говорил: "Что я могу сделать для людей, которых люблю? Подарить стихотворение. Другого у меня ничего нет..."

Я уже упомянула, что от этой книги у меня - неудовлетворение. В непредсказуемой политической обстановке и ожидании очередного де-фолта выделенные средства надо было использовать молниеносно. Сборник составлялся в спешке. Миша с бывшим журналистом Альбертом Третьяковым подбирали все опубликованное в газетах (якобы прошедшее в какой-то степени редактуру, что на самом деле было не так).

В «Обугленных веком» есть повторы, длинноты, стихотворные цепи плохо выстроены. Неудачной я считаю и художественное оформление обложки, хотя оно делалось в соответствии с пожеланиями автора.

Через несколько лет Миша сам очень критически подойдет к сборнику и в значительной степени его переработает. Тем не менее, я отношусь к изданию положительно. Если бы мы тогда не собрали все это вместе, и вовсе растеряли бы, а тут хоть есть над чем работать.

Одно мы отсылали, другое забирали случайно зашедшие знакомые... Потом хватались, что самого удачного нет вообще. Миша стал печатать под копирку, но копии тоже терялись, а горы недоделанных стихов, к которым автор потерял интерес, росли, и в них уже невозможно было найти нужное.

Время от времени я пыталась систематизировать рукописи, но не получалось. Михаил все рвался вперед, а большая часть стихов так и оставалась на уровне заявок. Все это складывалось в пачки, которые перевязывались тесемочками. Миша обещал, что к этому еще вернется, но становилось все яснее, что это время не наступит никогда.

Пачек стихов было так много, что сам Михаил не мог в них разобраться.

Бумаги заполняли квартиру, собирали на себя пыль. В начале девяностых я жестко за них взялась - уменьшить пыльные груды бумаг, отобрать и выбросить хотя бы копии и самое слабое. Я делила рукописи на несколько кучек: номер один (самое удачное, но чуть подработать), номер два (отдельные ценные строчки и мысли) и номер три - на выброску. Печки у нас не было, уличный контейнер Миша использовать не хотел. Мы набивали рукописями хозяйственные сумки и увозили сжигать на свой картофельный участок за город. Когда у Михаила был выявлен обструктивный бронхит, квартира требовала капитальной чистки, а возить рукописи за город для сжигания не стало сил, я все-таки упаковывала их в газеты и бросала в мусорку...

Сначала дело шло довольно бойко, слабого попадалось много. Но потом я все чаще стала останавливаться перед фактом, что качество рукописей заметно улучшилось и выбрасывать практически нечего. Наконец, я ему сказала: "А в этом разбирайся сам..." Эти горы до сих пор лежат на подоконнике. Время от времени я вытаскиваю что-нибудь из середины для хозяйственных нужд, и если вижу в стихотворении удачную мысль или строку, подсовываю для переработки. И часто такой ход бывает плодотворным.

.

* * * В. Громову

Слева - чаща. Леса.

А направо - обрыв.

А с небес - голоса,

Плачут души в надрыв:

О себе, о тебе,

Обо мне, обо всех –

Как по красному полю

Калиновый снег.

Лопнул свет-грозовей!

А за ним - темнота.

И распяло меня вертикалью плота.

Не видать ничего.

Я ослеп, что со мной?

Заливает глаза

Маслянистой волной.

Но устала река.

И вздохнула вода.

И великою тишью объяло года.

И пока я пытался понять - пронесло?

Поглядел, а в руках

Догорает весло.

Вниз по речке - закат.

Вверх - калина в цвету.

Без весла, без шеста

Я плыву на плоту.

А вода холодна-холодна!

И красна.

И на тысячу лет

Подо мной

Глубина.

* * *

К разрубленным виями узам

Влачился

С великим трудом.

Отторгнутый братским Союзом,

Спешил я в родительский дом.

И вижу,

Что нет его боле:

Звон вишен,

Кукушечий плес –

Обман.

На мираж колоколен

Ползу, как подстреленный пес.

Чтоб скрыться,

Уйти от бессилья,

К тебе, обновленной, стремлюсь,

Умытая

Кровью

Россия,

Слезами

Омытая

Русь.

* * *

Век гильотинный,

Липкий,

Век железный.

Прошу, молюсь

У пропастной межи:

Останови нас, Господи,

Пред бездной,

До жатвы

До кровавой

Удержи.

* * *

Когда я говорю,

Что нет меня,

То это значит:

В сердце нет огня.

Я стал другим.

Поэзия не та.

Вокруг –

Сияющая темнота.

Темна, необитаемо-пуста

Моя душа,

Как церковь без креста.

КАЗНЕННЫМ ДО РОЖДЕНЬЯ

Двадцатый век!

Часы несут

Бред классовый

После итога:

Война. Экстрема - Божий суд?..

Казнил народ

Царя и Бога.

Полуночь вспарывает:

"Ах!"

Свистя, сечет кровавый посох

Детей,

Убитых в матерях,

В больницах,

На ночных допросах.

Все это в жизни,

Не в бреду:

Из подземелий лица, лица...

Детишек призраки идут

Взглянуть в глаза своим убийцам -

В глаза родителям идей,

В глаза защитникам детей:

Чиновным людям и врачам,

И государевым заплечным

Идут. Идут по далям млечным

Колонны мертвых по ночам.

Хоругви вьюг метут косые,

Переливаются, шуршат,

Бинтуя в путь

Стопы босые

Лишенных жизни малышат.

Бесчеловечно. Стынь пустынь.

Энтузиазм умалишенных

Натаскивает капюшоны

На церкви, пашни, на кресты.

Меж тунеядцев и стиляг,

Мстя городам,

Диктуя избам,

Между вождизмом и рабизмом

Век движется на костылях,

Раскачиваясь, как сосуд,

Расплескивая сладость яда.

Кто там сказал про Божий суд?

Россия, ты?

Молчи. Не надо.

ЧЕРНАЯ ЛАМПАДА

Из позабытого былого

И скорбь светла,

И боль легка.

И мысль, и праведное слово

Доходят лишь через века.

Ни мира нет в тебе,

Ни лада.

Казнишь и славишь на бегу,

Россия –

Черная лампада

На вечно каторжном снегу.

ТРЕТИЙ АНГЕЛ

Разгул. Животность.

Ересь-речь.

Народ и есть народ,

Не боле:

То табунами

Церкви жечь,

То бандами на богомолье.

Вновь третий ангел пред лицом

Ждет, когда дождь падет свинцом

И все затмит-зальет:

И проклянут отцы сынов,

Сыны пойдут против отцов

Сквозь красный гололед!

Река из слез,

Из крови брод...

Мне стыдно за такой народ!

За перекошенную внешность,

За нищедольные края.

Моя Россия –

Ум и нежность.

Бандитско-рабья - не моя!

* * *

Отчизны мрачные черты:

Сокрытость,

Злоба человечья.

Незримые свистят кнуты,

Переувеченных увеча.

Калеча явь,

Вторгаясь в сны,

Звенят, грозят в стальные путы.

Влачат гиганты кладь страны.

Сидят на козлах лилипуты.

Ошеломленные, с трудом

Живем, в невежестве и в шоке.

Пока рядились строить дом,

Кузнец сковал к нему решетки.

* * *

Вечно борьба или бой –

Ради калечных оваций.

Тяжко нам, русским, с собой

Наедине оставаться.

Тысячу лет я в пути.

Тысячу лет - все знакомо!

Тысячу лет не уйти

Из сумасшедшего дома:

Бесятся, рушат, творя,

Курточки, форменки, шубки...

Вытекший глаз фонаря.

Жутки

Российские Шутки.

ТОЛПА

Во многоглазом тулове

Нет Бога.

Она всегда

За божеской межой:

Двулика. Самоедна и убога.

И каждый самому себе - чужой.

В кликушестве сильна.

В добре нема.

Над разумом владычествует тьма.

* * *

Память, память...

Стар я, болен?

Как я нынче одинок!

Тянет сердце возвратиться

В мир иллюзий на денек.

Нет, не плачу я, не плачу...

Это там, в груди, в глуши

Одиноко стонет кляча

Дико загнанной души.

* * *

Плакун-трава

В заросших межах.

Глазами к стенке - образа.

Очаг мой отчий –

Дом приезжих.

Цветет кукушкина слеза.

Над безразличья океаном,

От глуми массовой спеша,

Куда, куда ты

Курсом рваным

Спешишь одышливо, душа?

РОССИЯ - ЭТО МЫ

Гляди, душа –

В снежинках млечных лица.

Они во сне.

Врачуют сны людей:

Богатым - рай,

Голодным - пища снится,

Толпе - волхвы,

Ущербным - блуд идей...

Такие мысли

На странице белой.

Пока пуста –

Ни света в ней, ни тьмы.

Убийц к ответу звать –

Пустое дело.

Все в нас самих.

Россия - это мы.

ВЕЧЕРНЯЯ СВЕЧА

За мной - стена. Передо мной - стена.

Душа от скверны освобождена:

От зависти,

Неправых слов сплеча.

Теперь их нет.

Остался ровный свет –

Горит судьбы вечерняя свеча.

Глядят во пламя

Два зрачка печали.

И голова моя от дум седа.

От светлых дум...

Судьбу свою итожа,

Я счастлив тем,

Что выпало мне все же

Покаяться

До Страшного суда.

(Из сборника «Обугленные веком»)


 

15 октября 2003 года

"ЧЕМ ГЛУШЕ МУЗЫКА ЛЮБВИ..." (ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД)

Когда в воскресенье 3 октября 1993 года в зале Вологодского музыкального училища звучали трагические аккорды симфонии Дмитрия Шостаковича, мы еще не знали, что в Москве стреляют. Во время концерта в зал зашли двое молодых людей в военной форме - они искали меня. Представились: бывший сослуживец Глеба Слава Цветков из Подмосковья с товарищем. Военнослужащие попросили меня показать Петю, который играл в оркестре на виолончели.

Мы потихоньку вышли в фойе. Ребята рассказали, что едут домой из армии и вот сделали крюк, чтобы посмотреть на брата Глеба: похож ли? Нашли, что - очень. Я стала зазывать в гости, но они сказали, что дома у нас уже были, отец рассказал, где разыскивать, а теперь уже торопятся на поезд.

Возвращение домой было ошеломляющим. Мы с Мишей провели бессонную ночь у телевизора и приемников. Мише показалось, что в одном из интервью для радио, взятом на площади у Белого Дома, прозвучал голос нашего друга, молодого режиссера документального кино из Санкт-Петербурга Саши Сидельникова, который снимал в Вологде фильмы с участием Михаила. Часть этих кадров снималось у нас дома.

- Дядя Миша, - спрашивал Саша, - а что такое для Вас - понятие Родины?

- Я здесь живу, и все, что с ней происходило, происходит и будет происходить - мое. Надо понять, чего нам не следует делать, хотя бы не делать хуже... Посмотри, как мы ведем себя на Родине - то ли как на случайно оккупированной территории, то ли в хлеву; страшно ногу поставить, чтобы не очутиться в дерьме. Нам на гербе вместо медведя надо мусор прицепить, чтобы помнили, где живем. Пробьешь вершинку корки, на которой обитаешь, и окочуришься от внезапного потока зловония. Сейчас она - как больной страдающий человек. А человек на Родине должен чувствовать себя, как младенец на груди у матери: защищен и накормлен; свободно, уютно и не страшно. Красотой, добротой привлечен. Чтобы каждого, кто уехал - в Прибалтику ли, в Америку - посещала мысль: "Надо бы поскорее купить билет, съездить домой, в Россию..." Это и есть любовь к Родине. И если я увижу у себя в доме неблагополучие - разве не скажу об этом? Все, что я делаю в поэзии - мой метод защиты свободолюбивых, нормальных отношений...

И вот теперь неведомый нам столичный радиожурналист, узнав в Саше известного документалиста, спрашивал у него - каково настроение в российской глубинке? И тот отвечал в совершенно свойственной Сидельникову манере:

- С Российской глубинкой - все нормально...

Так мы узнали, что Саша, как всегда, в центре самых главных событий.

Весь день по Российскому радио в перерывах между репортажами и перестрелками звучала песня Б. Окуджавы: "Не обмануться бы во мраке: чем глуше музыка любви, тем громче музыка атаки..." А вечером стали передавать списки погибших. Среди них был назван кинематрографист из Санкт-Петербурга... Александр Сидельников. Он был убит снайпером со спины. Попасть в Сашу было нетрудно: ростом - почти под два метра, богатырского телосложения, он всегда возвышался над толпой. Стреляли по человеку с кинокамерой.

В книжке "Девяносто третий год" всего семь страниц. Серийое производство рекламной библиотечки поэзии, задуманной в целях поддержки нищенствующих поэтов. Сборник-проспект тиражом в 1000 экземпляров издавался для авторов бесплатно согласно Федеральной целевой программе книгоиздания России. Предполагалось, что авторы эти книжки будут продавать, распространять и таким образом себя прорекламируют, а кто сумеет - получит материальую поддержку.

Будучи в Москве, я сложила тираж в две большие сумки, хотела часть оставить в московских книжных магазинах, но... оказалось, что платить за продажу и хранение придется дороже, чем от того выручка. Десятка полтора оставила знакомым, остальное увезла в Вологду. Потом мы часть раздали и раздарили, другая осталась лежать дома под столом.

Все же этой акцией Союз писателей России делал великое дело. Поэтам давали понять, что их творчество может быть востребовано.

СТОЛИЦА

Открывай, столица, врата,

Гульче бей, звонарь, в набат:

Убивают братец брата,

Смертным боем -

Брата брат.

Ржава память!

Мысли ржавы!

Девяносто третий год!

По державе

Две державы -

Красный сход

И крестный ход.

Триста нет, не третьи сутки

Дикий лай, стервотный вой -

Скопари и проститутки

Над Россией становой.

Орды. Морды.

Кто? Откуда?

Вурдулаки во главе.

Тянут лапы зла и блуда

К твоей светлой голове.

* * *

Александру Сидельникову

Преступную в злобе,

По-детски святую,

Туземью,

Богатую, нищую,

В вере слепую, тебя,

Больную, хмельную,

Чужую, родимую землю,

За все до удушья,

До спазм ненавижу,

Любя!

Ты вечно, Россия,

Была замордованным краем:

Воюют брат с братом,

С семьею враждует семья.

До нас пропадали.

И мы, не живя, отмираем.

Зачем же, скажи мне,

Уходят твои сыновья?!

Не плачь, мое сердце,

Не жди в этой жизни привала.

Нас матери наши

Затем и рождают на свет,

Чтоб властная клика

На наших костах пировала.

Иначе у нас не бывало.

Не будет.

И нет.

* * *

Крестили - тебя не спросили,

Раб божий, земной человек.

Идет "пробуждение России",

Двадцатый кончается век.

И длится, все длится и длится

В веках затянувшийся сон.

Во сне перекошены лица

Идейно озлобленных зон.

Страна, сочиненное чудо,

Прощай, суеверья игра.

Пора уходить ниоткуда.

К себе возвращаться пора.

Мечтанье - продленье обмана,

Кукушка в декабрьском лесу,

Мосток из огня и тумана,

Качающийся на весу.

* * *

За фронт

И за опухший тыл,

За жертвы,

За громил,

За старших пил,

За младших пил,

За то, что свет не мил.

За "Землю Малую",

За Курск,

За-за-за-за-за-за...

За "развитой,

За верный курс",

Самоубийц глаза.

За Млечный Путь,

За красный брод, -

До донышка - до дна!

За оболваненный народ.

А чаша все полна.

* * *

В передрассветном

Стоне сухожилий

Шуршит усталость,

А не благодать.

Мы за Россию

Стольких уложили,

Что уж самой России не видать.

Сгорает память.

А по гарям - зимы.

И в этих вечных зимах

Я поблек:

Так тягостно мне,

Так невыносимо

От героизма нищих и калек.

* * *

Церковь - словно погасший фонарь.

Не пойму - слышу звон или помню?

Не зови меня,

Новый звонарь,

На поруганную колокольню.

Нету веры былой.

Нет огня:

Много минуло,

Все ль миновало?

Я тебя не спасу,

Ты - меня,

Как в нашествие ревтрибунала.

Зависть правит толпой и азарт,

Срам и страх с круговою порукой.

Не зови.

Не вернусь я назад.

Мертвым звоном меня не аукай.

БЛАГОВЕСТ

Едва под звоны

Отворили храмы,

Как хлынули толпой

В дворяне хамы.

Не дай нам Бог,

Изменится погода -

Не миновать

Семнадцатого года.

МАТУШКА

Величают тебя белой лебедью,

Свет-Ярославной.

С безответным вопросом

Подхожу к тебе, как по ножам:

Христианка ли ты,

Если ты не была православной,

Православна ли ты,

Полосуя плетьми прихожан?

Что ж вы, братья по вере,

Мужиков забивали в колодки

И вели на торги

Продавать православных, как скот?

И шалел от бесправья мужик,

Как от яростной водки,

Наспех лоб осенив,

Торопился в дубраву на сход.

Ой, не раз ты, не раз

Спотыкалась, Россия, на ровном:

То приказ, то указ -

Проявление высших забот.

Разъясняли друг другу

Православные волки и овны:

Общей Родины нет,

Есть своя у рабов и господ.

Непролазная ложь,

Будто прежде любили друг друга.

Отвернулся Господь?

С головами накрыла нас всех

Бело-красная вьюга,

И семнадцатый год

Совместил эпилог и пролог.

ПЕВЦЫ

Певцы-слепцы,

Нам было так по нраву,

Свой край любя,

Воспеть над ним расправу.

Мы, славя слепо,

Приближали день -

День погребенья

Русских деревень!

О как звонкомедально лесть звучала -

Разбойный улюлюкающий гимн!

С тех самых пор положено начало -

Губить - одним,

А каяться - другим.

Российский панихидный день -

Наш праздник:

Гуляй, круши,

Чтобы в конце концов

За море слез,

Немыслимые казни

Посмертно обвинить вождя слепцов.

Отчизна, через сомкнутые веки

Я плачу о себе,

О человеке...

Сам пред собой - в закате золотом -

Слепой пастух,

Растоптанный скотом.

МУЖИК

Недавно в гости не просили,

Сегодня грабят.

Воронье,

Не надо каркать о России,

Вы трижды

Предали ее.

Кровь полевая не остыла.

Непостижимо:

Не враги -

Извечные каптеры тыла

Опять сгибают в три дуги

Того, кто мыкал все напасти,

Да в самый смак,

Да в самый шик

Тебя, Архангел серой масти,

Российский спившийся мужик!

Не от трудов душа сломалась,

От вечной лжи

Ты сдал хребтом

И если б выпрямился малость,

Стоял бы в уровень

С Христом.

* * *

Запеть бы мне,

Да голос тих.

Едва подумаю о добром,

Бьет сердце изнутри по ребрам,

И бред слетает с губ моих.

И явь мне шепчет:

Не трави

Живых! Пой в пустошь на причале.

Вся наша слава на крови.

Идейный полигон печали.

Не примирив народ и власть,

Служивых со сторожевыми

Дано нам

Вечно мертвых клясть

И лебезить перед живыми.

Отзыв...
Aport Ranker
ГАЗЕТА БАЕМИСТ-1

БАЕМИСТ-2

АНТАНА

СПИСОК
КНИГ
ИЗДАТЕЛЬСТВА
"ЭРА"

ЛИТЕРАТУРНОЕ 
АГЕНТСТВО

ДНЕВНИК
ПИСАТЕЛЯ

ПУБЛИКАЦИИ

САКАНГБУК

САКАНСАЙТ