Часть первая
ЖЕЛТЫЕ ХОЛМЫ КАЗАХСТАНА
Мой дед Ким Ги-Ен происходил из рода
крупного военного чина, начальника
королевской стражи, который в XV веке
после дворцового переворота вынужден
был бежать и скрылся в глухой провинции
на севере Кореи. Там и проросла наша
тоненькая фамильная ветвь, которая
впоследствии проникла в Россию, где я и
увидел свет. Корни же моего старинного
рода находятся в провинции Каннынг и
уходят на большую историческую глубину,
зачинаясь со времен образования
государства Силла.
Появлению моего деда в России
предшествовала миграция корейцев,
начавшаяся в шестидесятых годах
прошлого века. Уходили с севера Кореи
безземельные крестьяне, переселяясь на
малолюдную тогда окраину Российской
империи в поисках свободного
жизненного пространства.
Дед перебрался в Россию примерно в 1908
году, когда уже тысячи корейских семей
поселились на землях российского
Дальнего Востока и Приамурья.
Российские власти, заинтересованные в
быстрейшей колонизации Дальнего
Востока, вначале охотно давали русское
гражданство корейским эмигрантам и
наделяли их земельными участками. Но
впоследствии, когда поток корейских
переселенцев значительно увеличился, а
из самой России на Дальний Восток было
переселено достаточно русских
крестьян, благоволение властей к
корейским эмигрантам прекратилось.
Мой дед отправился в Россию один,
оставив в Корее семью. Он был
крестьянином, хотел иметь свою землю.
Но на родине земли у него не было, а на
чужбине ее не досталось -- к тому
времени, когда мой дед пришел в Россию,
землю новоприбывшим корейцам выделять
перестали. Дед нанялся работником к
какому-то зажиточному земляку по
фамилии Ко.
Вышло так, что этот Ко вскоре умер,
оставив после себя жену и сына, а мой
дед, живший в их доме, постепенно стал
за хозяина и вскоре женился на вдове. От
второго брака у него родилось трое
сыновей, одному из них и суждено было
впоследствии стать моим отцом.
Сочетаясь новым браком, дед полагал,
видимо, что станет владельцем той земли,
которая принадлежала умершему хозяину.
Но фамильный клан Ко решил по-своему:
усадьба и вся земля были переданы
подросшему сыну покойного. Деду же
достались не очень-то покладистая жена,
прежняя бедность да горькое чувство
вины.
Так начиналась, с глубинной боли вины,
русская жизнь нашей корейской ветви.
Мечта деда, его всесильная
крестьянская страсть -- своя земля --
лишь в какую-то неверную минуту
причудилась ему. Он умер от тоски и
безысходности в 1918 году.
Тогда пришел из Кореи его младший брат,
пробравшись через запертую японцами
границу. Он отыскал старшего брата и
потребовал от него, чтобы тот вернулся
в Корею, где много лет ждет, пребывая в
большой нужде, его первая семья. Но
этого дед не мог сделать: с маленькими
детьми совершить опасный путь через
границу было невозможно. Бросить троих
сыновей и вторую жену он тоже не мог. У
деда никакого выхода не было, как
только умереть. И он однажды,
вернувшись с поля, лег в своем углу,
отвернувшись к стене, и больше не встал.
Похоронен он был на чужбине, где-то на
берегу реки Амур, у села Благословенное.
Мой отец, Андрей Ким, был крещен там же в
русскую православную веру и наречен
христианским именем. Но, несмотря на
это, отец никогда не был по вере и по
характеру русским человеком. Он всегда
оставался корейцем -- во всей полноте
своей натуры.
До пятнадцати лет, когда отец был
направлен учиться на рабфак, он прожил
с дядей. Тот после смерти своего
старшего брата остался в России, считая
своим долгом вырастить и воспитать
трех племянников. У самого же дядьки в
Корее остались его семья и дети, с
которыми он больше никогда не
встретился в этой жизни. Когда
племянники выросли и разлетелись кто
куда, дядька решил пробираться на
родину через Маньчжурию. На
маньчжурской границе он и сгинул, никто
больше о нем ничего не слыхал.
В 1937 году, когда настал самый кровавый
год сталинских репрессий, корейцев
принудительно выселили с Дальнего
Востока. Крестьян, служащих, студентов,
рыбаков, детей и взрослых, актеров
театра, охотников за пантами и
искателей горного женьшеня -- всех
корейцев погрузили в товарные вагоны и
под конвоем отправили в западном
направлении...
Моя бабушка с материнской стороны, при
крещении нареченная Анной, не раз
вспоминала впоследствии, грустными
глазами уставясь куда-то в
пространство и деловито загибая пальцы
на руке: "Нам пришлось все бросить:
новый дом, двух лошадей и дойную корову,
весь урожай риса, соленые кимчи,
закопанные в глиняных бочарах в землю...
Полный сундук, набитый кусками полотна.
И всю посуду: медные тазы, глубокие и
мелкие чаши, блюда, много ложек и
палочек для еды -- и все это из жаркой
меди, вычищенной до блеска... Вся посуда
осталась целехонькой лежать на полках".
Итак, корейцев непонятно за что
переселили с Дальнего Востока в пески
Казахстана, Узбекистана, в другие
районы Средней Азии. Их лишили дома,
имущества, привычных родных мест -- и
глубокой осенью тридцать седьмого года
ссадили с товарных вагонов в камышовые
болота у озера Балхаш, на угрюмые пески
Кызылкумов, в малярийные долины
Узбекистана.
Это насильственное переселение прямо
обвиняло: виноват! Но в чем? Так до сих
пор и не выяснено, в чем обвинялось
корейское население Дальнего Востока.
И около трехсот тысяч человек
отправилось отбывать бессрочную
ссылку, затаив в себе чувство неясной
вины.
Вот так я и родился с комплексом вины в
своей крови 15 июня 1939 года в Казахстане,
в южной его части, у гор с названием
Тюлькубас, в поселке русских
переселенцев Сергиевке. Я помню
голубой свет небес, мелькнувший за
окном. Помню маму, срезающую на огороде
большим ножом зеленые перья лука... Дует
ветер, темные деревья сильно
раскачиваются, стекло на окне, плохо
примазанное к раме, стучит: тыр-та! тыр-та!
тыр-та!..
Дальше... (скачать
повесть в zip-архиве)
Текст взят из библиотеки
Мошкова
|