ГАЗЕТА БАЕМИСТ АНТАНА ПУБЛИКАЦИИ САКАНГБУК САКАНСАЙТ

Виктор Есиков

О ТАТЬЯНЕ КАЛАШНИКОВОЙ 

Созрело желание. Не буду утверждать, что оно продиктовано какой-то срочной необходимостью. Созрело и все. А созревший плод нужно быстрей сорвать, иначе он упадет и повредится. И не всегда, упав на голову Человека Мыслящего, он вызовет озарение. Вероятность этого события крайне мала. Я это к тому: если тебя вдруг посетило желание написать что-либо доброе о другом человеке, бросай все и скорей пиши, особенно, если речь идет о неповторимой по своей спокойной красоте женщине – поэте. Причем писать нужно на одном дыхании, лучше натощак и ночью, когда тебе никто не мешает. Как хорошо, что в сайте помещают фотографии авторов и есть раздел “ ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ “!

Перед тем, как делиться впечатлениями о поэзии Татьяны Калашниковой, долго смотрел через лупу (так слеповат) на ее фото и вчитывался в дневник. Задумчивая, в полуобороте Татьяна, чуть-чуть опустив слегка навыкате глаза (предполагаю, что они голубые или серые) смотрят несколько отрешенно на какой-то предмет, а скорее на событие, которое уже прошло и осталось только в памяти. Выражение лица очень мягкое, в нем читаются: сочувствие, сожаление и накопившаяся усталость. Плотно сжатый рот с очень красивым очертанием губ, говорит о скрытой чувственности и в тоже время о душевности натуры. Еле заметные сладки под глазами говорят о способности заразительно смеяться, а изгиб бровей – о быстрой смене настроения и способен выражать всю гамму чувств. Их резкий взлет может заставить любого человека (особенно мужчину) хорошо подумать, прежде чем совершить необдуманный поступок. Выгнутая вверх одна бровь – это приговор! И еще мне почему-то подумалось: у Тани непременно много детей.

О дневнике. Почему же все-таки брат? Да, видимо, потому же, что Поэт, а не поэтесса. Когда “ Мой брат “ существует – это конечно сильнее, но его существование сегодня – такая редкость! “ поддерживай длину строфы “; “ столбец в столбец шагай по жизни” “ Мой брат “ не придерживался этого принципа и он уже далеко… Идти за ним? Страшно! Как быть? Тоже и с размером стиха. Рвать каноны? Бродский сгорел, Кривулин сгорел…! Идея, рифма, мода, авторитет – как Дамоклов меч. Татьяна мучительно думает и концентрация выраженных мыслей удивительно гармонизирует с фотографией. Дальше в дневнике идут семь афоризмов. Магическое число. И все строки неразрывно связаны раздумьем о поэзии, о месте поэта в ней и о жалости к себе в бесконечном океане страстей, в котором личный опыт самовыражения: жалкая щепка и изодранный бурями в клочья парус надежды.

По поводу банальности. Вся наша жизнь на 99% состоит из банальностей. Это нечто повторяющееся и ставшее привычным: и извиняться по этому поводу больше похоже на защитную реакцию: извините, что стемнело; за то, что дождь идет; за то, что зубы почистила и т.д. Простите, ради бога: за плохую хорошую или плохую погоду…, но так уж сложилось, что мне пора уходить, славно, как всегда, мы провели вечер… Да, часто повторяющаяся цепь событий становится банальной, даже если в ней много взаимной симпатии и теплоты. Мы действительно часто боимся оскорбить собеседника банальностью. Но далеко не все. Оскорбить, как правило, боятся люди чуткие, душевные, интеллигентные. Есть категория людей, от которой защититься фразой “ простите за банальность “ – дохлый номер и нужно переходить на совсем другие понятия и выражения, так как они слушают только себя и для них собственное, многократно повторяемое: никогда не становится банальностью.

Но хотелось бы сказать о другом. Ежедневное мытье посуды, полив цветов, бритье, путешествие по интернету – банальные события. И вдруг: любимая чашка выскользнула из рук; отрезал бреясь пол уха, через семь лет неожиданно расцвел кактус… В планетарном масштабе – банальные события, а для меня? Стало привычкой и, может, уже наркотиком просматривать информацию в интернете: публикации, письма, рекламу, дневники… Но вот, по каким-то непонятным, неясным движениям души, останавливаешь свое внимание на новом для тебя объекте: что-то вдруг замкнулось, проскочила искра. Начинаешь: читать, смотреть на фото, думать, фантазировать и вот оно: ощущение нового открытия, миг озарения! Может быть, когда порыв угаснет, останутся банальные: симпатия, душевная привязанность, наконец, привычка общения все войдет в постоянное русло бытия. А сейчас: всплеск эмоций, экстаз, экзальтация, время, словно, остановилось!

НАПЕВЫ – волшебство! ВЕНОК СОНЕТОВ – волшебство! Мозг во власти волшебства!

По березовой роще лентой вьется девичий хоровод. Девицы в длинных, облегающих стройные фигуры сарафанах. Пение – негромкое, печальное, завораживающее, безысходное. Из хоровода в круг выходит сероглазая, с косой до земли певунья и начинается ПЕСНЯ. Печаль переходит в страдание, голос уже гораздо громче, нарастает чувство тревоги, перерастающее в нескончаемое – ОХ! Хоровод продолжает кружиться. Выходит вторая певунья: тонкая, как камышинка, черноволосая с венком из полевых цветов на головке.

ПЕСНЯ ПРО БРАТА И СЕСТРУ

И все та же нескончаемая печаль о горькой долюшке длиною в несколько жизней.

Как мало радости в России,

Как много: смерти, слез и горя!

Словно “ жизнь протекает в сплошном поминальном понедельнике” долго еще после прочтения слышались эти НАПЕВЫ и, как припев, повторялось: “ а душа твоя добрая воспарилася “ И вдруг, мне показалось, что я понял: почему Татьяна Калашникова поддержала Галину Щекину.

ВЕНОК СОНЕТОВ

Он позволяет поэту достичь предельного выражения чувства и связать общей нитью живую ткань, собрав в последнем сонете ожерелье из жемчужин разбросанных в предыдущих “ стремись к конечной точке мастерства “ – Татьяне удалось это сделать своим талантом. Размеренный ритм каждого сонета усиливает с нарастанием к концу эмоциональное восприятие венка. Какая сильная аналогия с человеком: “от старости по краю подсыхая”; суетливость и хаотичность в движениях на закате дней: “ ползком, бегом, подчас ходьбой унылой “; из нагромождения, из хаоса слов: “ едва спаслась строка проворная из груды большинства, сквозь буквы продираясь и слова “ – мучительный процесс творчества; точный, как приговор, афоризм: “ капризен гений стихотворной лиры – то полон сил, а то совсем без силы “; как точно и образно описывается творческое состояние поэта: “ взрываясь громом, выжатый в дожди, то ласковый, то грустный, то спесивый”; уныние, благость, всплеск гордыни; красиво: “ мелодия дождей и вдохновенья “ ; и краткое, злое, обидное: “ иссяк в дожди “; мотылек и жук, как стрекоза и муравей, …и очередной афоризм (или, если хотите поговорка): “ съедает мотылька ропуха злая, как червь через желудок пропуская “ – здесь и эзоповский сарказм и что-то рядом с Крыловым и глубокая философская мудрость, что, казалось бы, Трудно ожидать от женщины (заговорило таки мужское чванство) И это уже далеко не банальность. В шестом сонете столько находок: “ обиды личной клочья “ и две строки ниже: “ их запивала зависть молодая слезой, из чаши злости пригубя “ и все дальше (читайте собратья по перу и прочие сограждане) – считайте это рекламой. Афористичность концовок у Татьяны подобна ступеням водопада: “ Там жалобы слезливые витают, когда тоска у лени занимает “; “ фантазия пронзит стрелою стужу, натягивая тетивой потуже “; “ поэт стихами страстными палил, себя же незаметно подстрелив”; Тщеславие и гордыня: для поэта – смерть! Но…? Многие будут только рады падению поэта и его переживания – его личное дело. Сочувствие извне, да еще массовое – критики не допустят и вывод поэта: “ Вплеталась боль в строку словесных кружев, что видно изнутри, но не снаружи “ – тоже имеет глубокий философский оттенок, когда, по другому, - лучше не скажешь. “ Я - есть стихи. И я – сомнений нет, в своих стихах земные звук и свет “. В ХIII и ХVI сонетах Татьяна искусно разворачивает этот тезис и завершает поразительным по силе МАГИСТРАЛОМ, который видится вовсе не очевидным набором строк из предыдущих 14 сонетов и, именно в этом, наивысший талант поэта.

В совокупности 1V сонет – многогранник, в котором каждая грань отражает усиленный свет от других многогранников.

Второго декабря у Татьяны Калашниковой день рождения. Как это не банально: желаю ей здоровья, долгой творческой жизни и как можно меньше разочарований в людях, находящихся рядом, приходящих на душевные кухонные посиделки и приобретения новых и новых, близких ей по ее предоставлению “ Мой брат “ друзей.

P.S. Каково же было мое изумление, когда 12.10. я по привычке отрыл сайт и первое, что увидел сверху в правой колонке рассказ Татьяны Калашниковой В НАПРПВЛЕНИИ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Тут же вывел его на бумагу и вместе с Татьяной пустился в короткое, двенадцати страничное путешествие в двести километров. То, что Таня с ясельной группы слывет неплохим рассказчиком, я почувствовал с первых строк. Я был горд тем, что не ошибся в своей догадке. Насчет большого числа детей у Танюши. 15 минут я наслаждался путевыми заметками и мне казалось, что все это время я провел с этим милым семейством на небольшом клочке канадской земли, природа которой так похожа на нашу. Спасибо, Танюша, за эти минуты. Долгого счастья и здоровья всей вашей семье. Ванечке вырасти сильным мужчиной и и защищать свою талантливую маму, чтобы она всегда могла сказать: это мой сын, это Мой Брат.

Виктор Есиков (Петербург)

Aport Ranker
ГАЗЕТА БАЕМИСТ-1

БАЕМИСТ-2

АНТАНА СПИСОК  КНИГ ИЗДАТЕЛЬСТВА  ЭРА

ЛИТЕРАТУРНОЕ
АГЕНТСТВО

ДНЕВНИК
ПИСАТЕЛЯ

ПУБЛИКАЦИИ

САКАНГБУК

САКАНСАЙТ