ГАЗЕТА БАЕМИСТ АНТАНА ПУБЛИКАЦИИ САКАНГБУК САКАНСАЙТ

Андрей Наугольный

ЭКСПАНСИЯ ЛИЧНОСТИ

"Нужен цельный взгляд, чтобы не впасть в отчаяние".
                (Джон Фаулз, "Даниэл Мартин")

"Самое важное в жизни - cудить обо всем предвзято".
                (Борис Виан, "Пена дней")

 

Галина Щекина - культовый автор вологодского литературного гетто. Это не провокация, это диагноз. Обстоятельство места и времени. А главное - люди, люди - власть предержащие, решившие взять под контроль творческие традиции и - о, Господи, не ведают, что творят - сам творческий процесс. Что ж, надо отдать им должное, у них получилось. Полная тотальная герметизация, словно и не в миру живем, а на подводной лодке, и все по уставу. Об этой беде и писал Ф.М.Достоевский в "Легенде о Великом Инквизиторе": "Чудо, тайна и паритет. И некому сказать, что король-то голый... Мертвые пространства, пустошь".

К счастью, не все с этим согласились, не все засунули в ж... язычки. Слишком много вопросов. Об этом и повесть "Графоманка". Явное нарушение - и дерзкий вызов литературным бонзам, присвоившим себе право глаголить от имени народа. Как и везде, хищная приватизация совести и облагороженная стерилизация искусства. Все, как один. Дико, но факт. Боятся их, поэтому и не указали сразу халтурщикам на дверь. Странно, но допустимо - как любит говорить вологодский литературный критик, возвышенного ума человек, Сергей Фаустов.

Конечно, сподручней хлебать помои стилистического совершенства - так, как это понимают на Ленина, 2. Им и Ильич в масть, тоже литератор, так и писал он про себя в дореволюционных анкетах. Святые люди - жандармы. Даже думать об этом тяжело, потому что сознаешь: тут миссия, мистика, в общем, все тот же опиум для народа.

И прояснилось бы все, если бы читал вологодский народ этих мучеников с их, как писал блестящий Джон Донн, "водянкой ледяной". Но нет, не читает, и правильно делает, ведь ясно, что мура...

Жаль только, не все взбунтовались, глядя на этот беспредел, далеко не все, вернее одна Галина Щекина. Но это уж дело совести каждого, имеющего отношение к литературе. Сразу оговорюсь, что должной критики не вышло - откуда? Оппозиция из одного голоса - это просто смешно.

Обидно лишь, что играет "Графоманка" на вытоптанном поле номенклатурщиков. Обижается, плачет. Обидно. Как будто нет иных образов для подражания! Отсюда и дефекты, и чувство тайной вины. А стоит ли?

Стоит, по-моему, вспомнить классика, Сомерсета Моэма, его "Луну и грош": "Главное для меня в искусстве - личность художника". Все. А если нет, тогда - карнавал, Петрушка, карнавальная структура повествования, отсюда - идеализация образа Дербиной, убийцы, как говаривал Рембо - кастрата, женщины в маске вологодского Сальери. Рубцов - гений! Моцарт! Пусть даже, как подметил Пушкин - "и средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он".

И, слава Богу, что Щекина на этой тризне не останавливается, не любит она уголовщину, но... воздать должное литературным импотентам очень даже хочется. И я ее понимаю. Она отстаивает самое себя, право личности на самоопределение. Свобода всегда была лишней в нашем захолустье, ею обычно бравировали только пьяные рецидивисты, а прочие нет, прочие - как учили, чтобы не высовываться! Скука, муть. И это выдавалось за духовные поиски истинно русского человека - б...ди из Союза - Куликовская битва, только наоборот, где победитель должен строчить объяснительные.

Вся эта канитель и воспроизведена в повести "Графоманка".

И все правильно, лучше быть дилетантом, чем профессиональным евнухом от литературы. Так уж у них здесь сложилось. Я и сам не рад.

А ведь были вестники - Яшин. Ранее - Шаламов, Белов, Рубцов, Фокина, а далее - пузыри земли. Ничтожества. И они, их ученики. И спорить с ними не следует, но они, как слепни, не отвяжешься... Вот и прыгает Ларичева, жалкая и безутешная, по присутственным местам, но где правда? Уж и забыли, как выглядит. А Цыганов, он не напомнит, нет.

...Репутация, бабочки, Белый дом! Какая правда? Увидел бы Шукшин, дернулся бы в гробу. Пакость. Что они, что наши попы, другого слова не подберу, все - деньги, авторитет, комфорт, а свободомыслие? Нету. Спасибо, что на кол не сажают и в срубах не палат. А могли бы.

Стыд - не дым, глаза не ест, потому и не вспоминает никто про жертвы. Жертвы, они священны. Это и изгнанный с Вологодчины Астафьев, это и рубцов, чье пьянство устраивало всех, и Жаравин, и многие, многие другие, для нас безымянные. Земля им пухом. А Щекиной благодарность. За достоинство и честь. И хочется вспомнить Н.С.Лескова, его фразу из рассказа "Шерамур": "Ничего, - сказала она. - Человек ничевошный, над ним грех смеяться, у него есть ангел, который видит лицо".

Отзыв...

Aport Ranker
ГАЗЕТА БАЕМИСТ-1

БАЕМИСТ-2

АНТАНА СПИСОК  КНИГ ИЗДАТЕЛЬСТВА  ЭРА

ЛИТЕРАТУРНОЕ
АГЕНТСТВО

ДНЕВНИК
ПИСАТЕЛЯ

ПУБЛИКАЦИИ

САКАНГБУК

САКАНСАЙТ