|
|
В подборке Тани
Калашниковой «Соната молчания» мое
внимание остановилось на
предпоследнем стихотворении под
названием «Серёже Саканскому».
Поговорим об этом.
Я не сторонник длинных эпиграфов, хотя короткими иногда пользуюсь. Правда, всё реже и реже. Исключения, конечно, возможны, ибо «свет рождает свет», из одного произведения выходит другое. В нашем случае связь двух стихотворений очевидна, а стоять им вместе или нет – дело вкуса. Думаю, можно было оставить лишь две последние строки: «...идущий следом ангел белый и сразу начинать свой собственный рассказ. Первая строка стихотворения, «Тонка
связующая нить», сразу напоминает о
Гамлете. Можно считать этот образ
избитым Это стихотворение – тринадцатистишие, которое логично разбить на два четверостишия в начале и пятистишие, полученное продлением катрена охватной рифмы, в конце. Автор заставляет нас сделать паузу перед двумя последними стихами путём их визуального отделения, но это не обязательно, по-моему. Само продление катрена заставляет остановиться на нём перед прыжком в развязку. Стихотворение наводит на мысль о сонете, хотя большинство сонетных требований к форме и не удовлетворено. Тем не менее, дух этого канонического жанра витает над текстом. Возможно, этому способствует ямб (хотя и четырёхстопный, а не пяти-) в сочетании с охватными рифмами. Кроме того, пять последних строк можно принять за один целый и две третьих терцета, где опущена последняя строка с рифмой на «луна» и «обнажена». В целом форма получилась редкая и красивая – всегда приятное сочетание. Повествование начинается несколько
странным образом. Третья строка
озадачивает: чёй «поединок нетипичный»?
Судя по двум предыдущим стихам, это
поединок связующей нити и скрипичной
струны? Только после выясняется, что
речь идёт о свете и тьме, которые
связаны лишь нитью. Можно предположить,
что автор в третьей строке
возвращается к образам из эпиграфа, где
поединок ведётся между ангелом белым и
ангелом чёрным. И всё равно, «связующая
нить» между произведениями Булата
Окуджавы и Тани Калашниковой станет
осязаемой гораздо позже. И ещё мне
представляется, что поединок между
тьмой и светом не только типичен, но
составляет сущность мироздания. Куда
ни глянь – кругом этот поединок
происходит на разных уровнях. Поэтому я
бы не стал считать его «нетипичным», а
сказал бы так: Очень хорошо передаётся музыка произведений Сергея Саканского: «Струны скрипичной импульс нервный», – а слово «резонанс» попадает прямо в десятку. «Бледна рассветная луна» – это, конечно, правильная характеристика, и хорошо сочетается с общим пафосом стихотворения. Но луну называли «бледной» и раньше, тем более, что слова эти рифмуются. С другой стороны, рифма здесь получилась внутри строки – это может смягчить чувство «избитости». Последние два стиха – самые сильные. Можно было бы заменить «подобной» на «подобна», но не беда. Главное – в этом заключении ещё яснее представляется образ творчества Сергея Саканского: отражение «тьмы» во имя «света». Самой подходящей характеристикой моего ощущения от прочитанного стихотворения могла бы стать такая: трогает душу и заставляет мыслить. «И уму, и сердцу».
С почтением, |
||