|
|
ВСТУПЛЕНИЕ
В 1967 году я была принята младшим литературным сотрудником идеологического отдела газеты «Молодая гвардия» Пермского обкома ВЛКСМ. Случилось так, что я переписывалась с заключенным из северных пермских лагерей. Иногда он присылал стихи. Тематика обычная для заключенных, но какая выразительность! «Я загинул до срока Весной 1968 года наш редактор ушел в отпуск, а вместо его поставили человека, к которому я могла обратиться с просьбой. Я попросила разрешения дать мне неделю «без содержания», чтобы добраться на север и увидеть автора необычных стихов, на что временный начальник ответил: - Зачем без содержания? Я тебе подпишу командировку. - Но это - лагерь. Маловероятно, что будет материал для газеты. - И не надо. Этот материал у тебя «не получится». Может же что-то у журналиста не получиться! Так я выехала по командировке на поселение Глубинное Чердынского района, что имело многозначительные последствия. Роковым оказалось слово «командировка». Дело в том, что как только началась зона, по всей протяженности пути с меня не спускали глаз, приставляли охрану, рассказывая, какие ужасные люди тут сидят (перечислялись статьи): изнасилуют, убьют и прочее. Когда, наконец, добралась до Глубинного, поселили в гостевой административной комнате, а автора стихов Михаила Сопина привели в сопровождении солдата. Он ходил за нами по пятам до вечера. Но солдат был обыкновенным призывником, и мне кажется, ему в конце концов стало стыдно так следить за людьми, которым друг с другом хорошо. И он оставил нас в покое. Михаил сказал: - Они боялись выпустить тебя из поля зрения не потому, что здесь опасно. И я уже не подконвойный - это же не лагерь, а поселение. Это они не за тебя, а ТЕБЯ боятся как официального представителя прессы. А вдруг ты увидишь то, что НЕ НАДО ИМ... Здесь много чего можно увидеть и узнать. Тебе надо было приезжать просто как женщине к мужчине, и тогда всем будет все равно. Впоследствии я так и делала. Когда у Михаила закончился срок, мы поженились. Рассказывать о нравах тех мест можно много, но сегодня речь о стихах. ЖЕЛТЫЕ ТЕТРАДИ ... Первые тетради со стихами не сохранились: зная, что обязательно отберут перед отправкой на этап, автор их сжег - не хотел чужих глаз. Но к концу заключения (на поселении) надзор ослаб. Когда мы познакомились, Михаилу было 37 лет. У него было несколько плотно исписанных общих тетрадей в клеточку. Для сохранности он попросил меня увезти все это в Пермь. Я начала разбираться и поняла, насколько это трудно. Бисерный почерк в каждую строку, карандашный текст на пожелтевших страницах местами полустерся. Величайшая экономия бумаги - на одной странице по два столбика. Только в одном месте я нашла нечто похожее на дневник (несколько страниц), но тут же все обрывалось. Было очевидно, что автору этот стиль самовыражения не близок. По структуре стихи казались похожими: длинное "разгонное" начало, и вдруг (обычно концовка) - поражающее. Как будто автор пробирался через долгие дебри, чтобы уяснить для самого себя какой-то очень важный смысл, и вот наконец-то выплыл к берегу. Со временем я поняла: чтобы составить представление, стоящее ли это стихотворение, надо сразу заглянуть в конец. Но иногда хотелось задержаться на строчках и посередине: "Я хотел бы забыться Я сделала выписки удачных строчек и стихов - не смотря на фрагментарность и незаконченность, получился выразительный поэтический сборник с неповторимым лицом. Конечно, никакое издательство не приняло бы его в печать, но знакомый физик сделал ксерокопии и это ходило по рукам. Стихи последнего периода уже были краткими (разгонное начало Миша научился отсекать или обходился без него). Поражали звукопись, музыкальность - рифма и внутренняя аллитерация почти по всей строке (и это при том, что человек имел за плечами всего десять классов заочной школы и никогда не учился литературе профессионально). Например, в стихотворении «Не сказывай, не сказывай...» читаем: "...Печаль ЮГоЮ Газовой ГлаЗА
ЗАпеленала...", и после всего этого распева - смысловая концовка, как удар: "И дом колотит ставнями, как по щекам ладони". Такие стихи, как "Родные плачущие вербы...", "Не заблудился я...", "Вода, вода..." - до сих пор считаю в числе лучших.
Т.П. * * * Метелью заметает тротуары,
* * * Не тронь, пускай лежит
* * * Не сказывай, не сказывай
* * * Есть в душе моей такая рана -
* * * Вода, вода...
* * * Родные плачущие вербы!
(У последнего стихотворения есть более поздний вариант...) |
||