Яшины рассказы |
НИНА
Как-то мы с Серегой попали в геологическую экспедицию и жили в некой избушке, которая вся скрипела и тряслась. Эта гнусная избушка скрипела, содрогалась и тряслась не только тогда, когда некто ходил, трахался или падал на пол, но и тогда, когда некто ставил на стол пустой, только что выпитый стакан. И вот, однажды Серега в эту избушку
ченчину привез. В экспедиции нас было двое – я и еще один
чувак. Серега, конечно, в экспедиции не
работал – просто иногда побухивать к нам
приезжал, а когда и бухать приезжал. И вот, приезжает Серега с этой ченчиной, а
ехал он с ней аж с самого Геническа, где
пытался разведать пути входа на Арабатскую
стрелку. Привозят они канистру
украинского вина. Это было где-то в середине
какого-то месяца. Мы с чуваком к тому
времени уже тоже бражку поставили, и
спиральный обогреватель ей включили, и
болтали ее каждый час, потому что, по
расчетам, старая бражка могла кончиться
раньше, чем начаться новая. Надо заметить, что чувак, с которым мы в
экспедиции трудились, был молчалив и угрюм.
У него был такой стиль: он бухал молча.
Бухнет, поставит стакан, встанет, радио
включит, ручку покрутит, скажет: И снова сядет. Или: бухнет, поставит стакан, скажет: Встанет, Ленина поправит, и снова сядет. Смурной был чувак, но не стремный. В экспедиции тухляк со стремными чуваками работать. Да и в жизни вообще – что чувак, что ченчина – пусть уж лучше будет смурная, чем стремная. И вот, сидит этот чувак, бухает, смурной, потом, когда выпьет последний стакан, прямо перед тем, как умереть, все время кричит – Нина. Причем, он всегда по-разному Нина кричал.
Иногда он поставит стакан, вытрет усы и
скажет коротко и тихо, как будто выдохнет: Потом пойдет спать нормально: разденется, одежду на стул повесит. Иногда бухнет, даже стакан не поставит, а
только руки раскинет, и прям со стаканом и
со стулом – рухнет крестом на кровать, и уже
в полете прокричит: Порой бухнет, сползет со стула, переползет
на кровать, вползет в одеяло, завернется с
головой, и уже оттуда, из-под одеяла, глухо
буркнет: Я этой Нины совершенно не мог понять, и я
долго мучился вопросом: что эта Нина значит?
И вот, однажды, когда я умер первым, так тоже,
как он – бухнул, поставил стакан, вытер усы
и даже бороду вытер ладонью, рухнул на
кровать, и внятно так сказал, как бы крякнул: И посмотрел сквозь пальцы на чувака. А чувак даже ухом не повел – бухнул, поставил стакан, встал, поправил Ленина, потом радио включил. В следующий раз я бухнул, не поставил
стакан, откинулся прямо со стулом, со
стаканом на кровать и сразу лег крестом, а в
полете прокричал: Тогда чувак встал, закрыл форточку,
стряхнул что-то со своего плеча, подошел ко
мне, наклонился и спросил: Я спросил: Он странно так на меня посмотрел, потом на
свои ногти посмотрел, поправил мне одеяло и
сказал: И головой покачал. Но на другой же вечер, или даже не вечер, а
когда днем уже смерть пришла, чувак бухнул,
поставил стакан прямо через стол, на
вытянутой руке, и так, со стаканом и умер. И вот, когда Серега приехал с Арабатской стрелки, мы все сели, начали побухивать, разбухиваться и бухать, и, когда чувак пошел на улицу, коней развязать, я Сереге быстро все про Нину и рассказал. И спросил Серегу, как он думает, почему чувак все время Нина кричит? Серега сказал: Я сказал: Серега сказал: Потом чувак вернулся, и мы продолжили.
Серега принялся за рассказ, как они с этой
ченчиной из Мелитополя в Запорожье ехали.
Ченчина улыбнулась, хитро как-то посмотрела
на Серегу и сказала: Я тогда еще не знал всей подоплеки, и ничего из их разговора не понял… Потом, когда чувак пошел опять вязать
коней, Серега сказал: Я сказал: Следующий раз, когда чувак пошел вязать
коней, Серега сказал: Ибо это последний перед смертью стакан, и
ему уже больше ничего не надо. Но он
успевает крикнуть только: Тут опять вернулся чувак, сказал: Поправил Ленина, сел, налил и бухнул. Тогда Серега стал рассказывать про запорожский дуб. Он имел в виду дуб – дерево, которое растет там на острове Хортица, памятник природы, под которым Тарас Бульба сказал: Я тебя породил, я тебя и убью. Но я подумал, что имеется в виду – дуб, то
есть колтун. При этом я совершил какую-то ошибку, именно в том, что, говоря про запорожский дуб, поежился, почесал себя под мышками и посмотрел на ченчину. Она вздрогнула, посмотрела на Серегу как-то
многозначительно и важно, встала,
отшвырнула стул и выскочила на улицу –
развязать коней. Чувак бухнул, поставил
стакан, встал, сделал два шага, рухнул на
кровать и завернулся в одеяло. Мы с Серегой
встали, подошли к нему, нагнулись и
прислушались. И чувак сказал: Как я уже замечал выше, Серега ченчину привез не просто так, а по очень важному делу. А дело было вот какое. Серега эту ченчину в Кривом Роге отрыл, и вот, поехали они оттуда в Москву. Но ехали они буквой Зю, через Геническ, откуда начинается Арабатская стрелка. И по пути все были поезда, электрички и стопы… Ночью они в поезда вписывались, днем стопом ехали, раз на станции Скуратово заслиппили, в зале ожидания, там, где живопись с Гурзуфом висит. Все, что Серега с этой ченчиной сделал, так это был только минет в Запорожье. Разумеется, это был не единственный минет. Но начался он именно в Запорожье. С тех пор у них так и повелось: как только Сереге надо было сделать этой ченчине минет, он не говорил ей прямо – сделай-ка ты мне минет – а прибегал к иносказанию. Он говорил: Или: Или: И вот, когда они только приехали к нам в экспедицию, и мы начали потихоньку разбухиваться, Серега стал все чаще употреблять за столом слово Запорожье. А я тогда ничего не знал, и никак не мог понять, почему, когда Серега начинает рассказывать про Запорожье, эта ченчина принимается хохотать, или бухлом поперхнется, или в бок Серегу толкнет, или как-то странно на него посмотрит, или устало так вздохнет, как будто в ее присутствии непристойность сказали. И я не понимал еще тогда, почему это Серега все время про Запорожье рассказывает, как будто они только по Запорожью всю неделю и ехали. Город это, конечно длинный, как и Кривой Рог. Запорожье – это километров тринадцать от вокзала до плотины, до Днепрогэс. А Кривой Рог – это все километров сорок вдоль Днепра. Есть и еще более длинные города, типа Волгограда или Лос-Анджелеса, но о них – как-нибудь позже. А теперь – я опять к Нине вернусь. Вот мы сидим, бухаем, а Серега рассказывает, как они аск из Вильнюса делали. Потом им уже стало влом аск из Вильнюса делать. Захотелось разнообразия. Серега говорит: давай будем аск из Таллинна делать. Подходят, говорят: Понимаете, мы приехали из Таллинна… А мужик вылупился и говорит: Сталина? Что – Сталина? Да я вам за Сталина… Это как раз в Запорожье и было. Тут ченчина поперхнулась и ткнула Серегу
в бок. Говорит: Я, в конце концов, говорю: Он говорит, задумчиво так: Ченчина говорит, хмуро так: Я говорю: Тут ченчина как-то странно на меня посмотрела. Потом на Серегу. А на Серегу хаха напал, и он долго остановиться не мог. А я себя чувствовал полным дураком, потому что не знал еще всей подоплеки, не знал, что слово Запорожье значит на их совместном языке. Так вот и вся наша жизнь имеет второй,
тайный смысл. Когда чувак прокричал Нина, Серега и ченчина, наконец, решили приступить к делу, для которого приехали. Они удалились в другую комнату: в мою, где была другая кровать и обычно спал я. Я ж постелил себе одеяло на полу в первой комнате, где обычно спал чувак, который Нина кричал. Вскоре наша избушка затряслась, и всё в ней заходило ходуном. На столе позвякивали стаканы, будто мы ехали в поезде. Я вышел на улицу: мне не спалось… Полная луна висела среди молодых лиственниц над крышей избушки, а крыша была вся осыпана хвоей; избушка дрожала, и хвоя лиственниц тонкими струйками текла по шиферу крыши. Я вернулся домой и снова улегся на полу. Половые доски скрипели и содрогались, то одна, то другая, то третья. А затем даже и гвоздь, на котором висел Ленин, вывернулся из стены. И Ленин – упал. И вот все стихло. В этот момент Серега – в
другой комнате – сказал: А ченчина сказала: Надо заметить, что это была гидрогеологическая, в принципе, городская экспедиция, и нам с чуваком вовсе не надо было оставаться в этой ветхой избушке на ночь. Но мы каждый день бухали до смерти, поэтому и не ездили домой. Или ездили, но только так – помыться и за деньгами. Так вот – место, где мы были, называлось станция Жаворонки. Это – минут тридцать езды от Москвы по Белорусской дороге. Поэтому ченчина и сказала, что хочет Жаворонков. Теперь Жаворонки на их языке означало как раз то, что произошло в районе станции Жаворонки: то есть не унылый запорожский минет, а Жаворонки, что значило так, чтобы вся избушка дрожала, чтобы хвоя лиственниц сваливалась с ее крыши, чтобы Ленин упал со стены. Наутро, когда все проснулись и сели бухать,
Серега спросил чувака: Чувак сказал: Потом спросил: Я сказал: Серега сказал: Чувак нагнулся, поднял клеенку, посмотрел
под стол, увидел там Ленина и сказал: Серега сказал: Чувак сказал: Серега сказал: Чувак сказал: Серега сказал: Чувак немного подумал и сказал: Серега сказал: Так все и выяснилось. С тех пор мы с Серегой, когда бухаем, тоже Нина перед смертью кричим. Когда мы разбухиваемся, то смотрим на количество бухла и определяем – крикнем мы сегодня Нина или нет. Таким образом, прокричать Нина – теперь означает набухаться и умереть, что стало своего рода иероглифическим знаком, подобно словам Запорожье и Жаворонки.
|
Со слов автора записал © Сергей Саканский |