БАЕМИСТ

АНТАНА

САКАНГБУК

САКАНСАЙТ

НАЗАД

ЕЛЕНА
ДАНЧЕНКО

ВПЕРЕД


       

Алена. Обложка книги

 

 

 

Елена Данченко. Этот случай называется - судьба. Стихи. Поэма. 1998. - 64 с. Тир. 100 экз. Графика В.Винниковой. Редкое издание. Поэзия Елены Данченко поднимает сложные философские вопросы бытия, смысла жизни, роли женщины в духовной сфере существования человечества Автор не скрывается за сложными поэтическими образами, пишет смело, ясно и просто.

 

 

 

 

Из первой книги Елены Данченко



* * *

Я давно не путешествую, и мне
не хватает трассы к южной стороне.

Поезд, им же и вильнув, покажет зад,
А карета все ж музейный экспонат.

Самолет — он высоко. И денег нет
ни на авиабилет, ни на обед.

Хорошо бы ненароком, как-нибудь,
винограду забродившего хлебнуть

раз-другой, а в третий — тихо захмелеть,
и с друзьями под сурдинку песню спеть.

Говорят, что в тонком теле на Луну
без скафандра попадают. Ну и ну!

Я согласна на диету и на нимб,
на Хоттабыча, на черта, только б к ним!

Километров к югу меньше килограмм
накопившихся во мне служебных драм.

...Только дыма не бывает без огня,
грусть явилась в мир, наверно, для меня...

Только сердце — компас стрелкою на юг.
И все время спотыкается каблук.



* * *

Беден и гол ты? Живи королем!
Пусть твой бумажник потерян пустой,
нечем платить за вино и постой,
друг — платежом, если деньги при нем.

Беден? Так значит, свободен, как птица!
Мир не ковер, но — шатер, и в заплатах.
Стиснуто горло, коль в клюве зажато
больше, чем следует, чтоб прокормиться.

Гол? Это лучше, чем голый король.
Голый иной точный гол забивает!
А королей в основном забывают,
гимн сменив и прислужников рой.

Вуйя-ман, вуйя-ман, вуйя-ман,
выверни в танце последний карман,
мелочь оркестрику ссыпь и кружись
в танце, кипящем и пьяном, как жизнь...

 

* * *

Белый вечер. Черный свет.
В чистом вечера начале —
что за тема прозвучала
музыки, которой нет?
И не Шенберг, и не Берг,
отчего же свет померк?
Стал таким иссиня-черным,
будто кто-то душу черту
за бесценок уступил.
Дверь — с петель,
рука — с перил,
и с закушенной губою,
с непонятною бедою,
выбегаю в лебеду.
Нет, не падаю, впадаю
в стебли, в забытье, сминая
дисгармоний суету,
расходившиеся звуки.
Только небо, только руки,
взвесившие пустоту.

Предисловие автора к поэме "АПОКРИФ"

Поэму "Апокриф" я начала писать под новый, 1996 год, в поезде. Не могла остановиться даже в новогоднюю ночь. Ощущение было такое, что пишу диктант.

В ту пору я занималась философией эзотерики, посещала лекции, и уже после Нового года узнала, что первыми людьми на Земле (в физическом облике) были лемурийцы.

Получалось, что Лилит, первая жена Адама, действительно была темнокожей, рослой, сильной и, по-видимому, очень красивой.

Ощущение откровения не покидало. Откуда-то я твердо знала, что Лилит и Адам были Боги, то есть совершенные люди.

Вследствие несчастного случая Лилит исчезла, но появилась Ева, слабое ее подобие (зато - более жизнеспособное), часть Адама, то есть фактически половина половины, ибо что такое Адам без Лилит?..

Позже, когда поэма была в основном написана, начали
происходить удивительные и совсем неслучайные вещи (ибо ничего случайного на свете нет).

Там и сям, в магазинах, на лотках, в квартирах знакомых, - мне попадались на глаза книги о Лилит (например, венок сонетов Л.Серостановой "Лилит", "Поэма Шестого дня" И. Близнецовой), всевозможные эзотерические труды типа "Селена, Елена, Лилит"... Совсем недавно, 21 декабря 1997 г., состоялся концерт Б.Гребенщикова, на котором был представлен альбом "Лилит". И я узнала от просвещенных и "продвинутых", что 1996 год был годом Лилит. Это был ее год, и она, как могла, объясняла людям, что не по своей вине и не по своей воле ей пришлось покинуть Землю, и что люди пострадали от этого... Я не могу пока закончить свою поэму. Может быть, потому, что история Лилит и Адама не кончена?


Декабрь - январь 1998

danchenco1.jpg (13986 bytes)
Из поэмы "АПОКРИФ"

 

Он с Евой изменил Лилит,
Боялся до смерти свихнуться
любовью к ней. Горит! Болит! —
ни сесть, ни встать, ни разогнуться.
Ни разминуться с ней одной —
единственной. Родной. Единой,
как мать и Родина — женой
Его не Ева уводила!
Но с кровью дьявол отрывал
незрелый плод! — от пуповины,
кромсал, ваял и отдавал
своей знакомой — половину
А та и рада: он забыл.
кто он и чей. какого роду?...
Не напасешься на кобыл.
когда вокруг - нигде! -- народу..
...и стала раною Лилит.
лишившись сана: сына. мужа.
и он -- бесполый индивид,
в таком-то виде ей не нужен.

 


* * *

..."И звери пустыни будут встречатьсяс дикими кошками,
и лешие будут перекликаться один с другим;
там будет отдыхать ночное привидение (Лилит)
и находить себе покой..."

Кн. пр.Иайи, 34.



Со мной случилось то же, что с тобой.
Любовь, видать, опасна для здоровья.
И я напрасно истекала кровью,
напрасно умирала — он не мой.
И он — любил? Он попросту убил.
Ко всем чертям отправил на расправу.
...Как про тебя наврали, Боже правый!
Нет, твой Адам был конченый дебил!...
"Ночное привидение"... Лилит
так просто было объявить чертовкой!
Придурком праотца признать неловки -
он все-таки мужик, пусть его спит...
И под его закрытые глаза,
под ровное дыханье — вроде ту же
прислали бабу, но попроще, уже
и сердцем, и умом...Сокрыли небеса
его Лилит — а он и не просек...
И в свой черед он будет предан этой —
заложен змею Ветхого завета.
(Земля как бусина...один, другой парсек..)
Пока Лилит спасали небеса,
во чреве Евы начинался Каин —
другою кровью мирно обтекаем,
письменников библейских нс беся.
И эта бусина, и бусина земли
в заплаканных глазах Лилит дрожали, —
и тексты Моисеевых скрижалей,
и Лысая Гора, и — крест вдали...

 

* * *

Дочь Лилит называлась Селеной —
то есть "избранной", "лунной", "святой
Буква "с" потерялась. Елена —
стало имя мое. В Золотой
век его затаскали по царствам.
по царицам, точней, красоты
безысходной...Ах, лялечки, цацки,
их любили, сжигая мосты.
Их лелеяли. Их воровали.
Клеем клеился шлейф воровства.
Бабы их шельмовали и кляли,
взвыв от боли, сиротства, вдовства.
Лена. И как варианты есть: Леля.
Ляля... — Лиля! А Лиля - Лилит,
если полностью. Общею болью
наше общее имя горит.
Лх, вы глупые евины дочки
где ж понять вам! — мы разных кровей
Вас хватает на ночку, на строчку.
на библейский абзац, Вы — правей
оказались пред глупым Адамом.
потому что, по счастью, — глупей.
Я ж — Апокриф Сокрытое пламя.
(Как меня он любил, Прометей!)
Я есмь факел, который был с неба.
Разве шутят с огнем, господа?
Пред Еленою — скажете, небыль? —
кто не падал, тот всяк - отпадал.

 

МОЛИТВА ЛИЛИТ

О Боже, избави меня от мужчин.
От всяческих новых господ.
Холеных-лощеных и сытых личин
и от артистичных бород...

От их "мерседесов", "тойот" и "пежо",
(и в сотовый — "мать-перемать!"),
От баб их, блядей их, любовниц и жен
Тебе же — меня отмывать!

От авторов прозы, холстов и стихов,
их радикулитов, изжог...
Избитых приемов, талантов, грехов,
от баб их — любовниц и жен...

Ах, Отче наш, иже на небе еси —
распни, обвини в ереси.
Ну хоть преждевременно на небеси
меня вознеси, но — спаси!

От составителя

Предисловие к книге "Этот случай называется судьба..."


Если бы Елена Данченко писала "профессиональные" стихи (как сотни так называемых поэтов, вполне соответствующих ими же установленному "уровню" и очень довольных собой), то мне было бы вовсе не интересно составлять эту книгу.

К счастью, Лена не пишет "верлибров", "двустрочий", "одностиший" и прочей чепухи; старается избегать "грамотных" и гладких поделок, а пытается говорить, — внятно, развернуто, до конца. Для такого поэтическою метода, очень трудного и потому редко теперь встречающегося в нашей поэзии, и даже придумала специальное название — "прямая речь". Прямая речь — это не значит в лоб, а значит — открыто, не прячась за псевдопоэтические "литературности", за умение преподнести себя читателю в красивой упаковке. Кстати, те, кто хочет убедиться в умении Данченко "делать" стихи (то есть форму), могут сразу же ознакомиться с венком сонетов. Убедившись в этом, внимательный читатель задумается и о другом: какую же высоту хочет взять Лена, если она так упорно отказывается от "профессиональных" виршей? Думаю, прав был один литературовед, утверждавший, что все настоящее в поэзии рождается на самом краешке, там, где автор рискует скатиться (или свалиться) в банальность и даже в пошлость... Поэтический метод Елены Данченко требует: сказав всё до конца, удержаться на краю....


Эвелина Ракитская

* * *

На набережной пышной обезьяна
позирует вальяжно, без изъяна.
Плывут красотки в мини, макси, миди,
а в ресторации готовят плов из мидий.
По этой набережной я и ты когда-то.
голодные, веселые ребята,
в заштопанной джинсовке и босые,
от рюмки коньяка уже косые,
мы шли с тобою вместе, помнишь: — вместе.
Я не была еше твоей невестой.
В тот год Высоцкий умер, вышел "Сталкер",
Столкнулись в море теплоход и танкер.
Какая-то эпоха начиналась.
Какая-то заметно истончалась.
Крутилось солнце оголтелым диском,
был високосным год и — олимпийским.
Мы этого никак не замечали.
Мы не существовали для печали,
утрат, политики, мы — исподволь судьбою
отмеченные — оба-два изгоя
из времени, и действия, и места...
Я не была еще твоей невестой.
..светило солние дерзновенно ярко.
Мы шли с тобой по Ялте, шли по Ялте...

1994



* * *

У окошка женщина сидит.
Из окошка надоевший вид:
два-три дома собраны в каре.
Чьи-то легковушки во дворе.
Женщина в ловушке у окна,
потому что издавна одна.
Муж ушел. Возлюбленный забыл.
Про любовь ей что-то говорил,
а потом замялся, замолчал,
сигарету в пепельницу вмял...

Видно, впрямь замаялся он с ней —
женщиной единственной своей.
Невдомек ему, что страсть вросла
в кожу, мысли, кровь его, дела, —
невдомек ему, что разрослась
и — сама любовью назвалась.
Что, как вишня в мае, расцвела
без его участья и тепла...

Этот случай называется — судьба.
Пустота, по комнате ходьба.

* * *

Мишу и Лешу вряд ли увижу
в нашем Гурзуфе нынешним летом.
Дождик зачем-то капает с крыши,
тушит последние сигареты.
Псина хозяйская куксится злобно,
волю хозячью мне выражая.
Рыбой - моей набивает утробу
кошка соседская — соображает!
Были бы рядом Леша и Миша,
не протекала бы наглая крыша.
не объедала бы кошка, а псина
не исходила бы злобой крысиной.
...Миша и Леша с нами сидели.
в темное, звездное небо глядели.
пили вино, сигареты смолили.
Помнится, что-то на скатерть пролили.
Кружатся в памяти полуразмытой
пленкой цветною, отснятой рапидом,
смуглые лица, влажные взгляды,
гроздь винограда на скатерти смятой,
шмель, выползающий важно из ниши
под подоконником Леши и Миши.

 

* * *

В квартире, словно в богадельне.
в почти больничною настроенье,
и в состоянии растенья
я в ужасе ждала сочельник.
"В Москву! В Москву!" — стонали сестры.
и требовал карету Чацкий.
А я должна лежать под люстрой,
вся в размышленьях — принием датским.
Билетов нету, самолеты
в цене космической ракеты -
билеты есть? Билетов нету!
Я угоню вон ту "Тойоту"!
Я не воровка, не нахалка,
Я — обыватель девяностых.
Мегера. Стерва. СеНеГалка.
Из легиона баб безмозглых, -
прокралась тихо запятая
на место точки-приговора.
Я ангел. Я почти святая.
Вы не судите слишком скоро.
От слова доброго растаю.
мне в свете правды - полегчает.
Я воспарю, что означает
я ангел, ангел, я летаю!
"Плывет красотка записная.
своей красы не объясняя..."

1993

logo3.jpg (6863 bytes)

Отзыв...

КНИГИ НАЗАД:

КНИГИ ВПЕРЕД:

Эвелина РАКИТСКАЯ Василий СКРИПНИКОВ
Авраам ФАЙНБЕРГ Рита БАЛЬМИНА
Ирина СУГЛОБОВА Любовь МЕДОВАР
Борис КОМИССАРОВ Мария АРБАТОВА
Елена КОЛЕСНИКОВА Борис ВИКТОРОВ
  

БАЕМИСТ

АНТАНА

САКАНГБУК

САКАНСАЙТ

Банерная сеть
 «Гуманитарного фонда»