|
|
Поразительные вещи я узнал недавно.
Оказывается, большинство населения
России, причем самых разных слоев, чаще
всего в истории движимо было
догосударственными интересами (Ахиезер
А.С. Россия:
критика исторического опыта. Новосибирск.
1998).
Такими вопросами я задался по прочтении рассказа «Придурки-хроники» Татьяны Морозовой: 1) Зачем нужно было так сажать в лужу «я»-повествовательницу Аню: «Член Союза писателей слово транспАрант через «о» пишет!» Явная ж авторская подножка героине. 2) Зачем так возносить Аниного врага, Андрона. Собственно весь перец рассказа в его находчивости. Получить на документе подпись самого живого Пеле, да так остроумно!.. 3) Зачем Аня молчаливо соглашается с общим мнением, что персонально ее от суда спас ее недоброжелатель Андрон. Ведь все-все (и мы) не забыли, что не ее была идея подделать подпись Пеле: «Сидим полночи. Из Интернета выудили нечто, смахивающее на бланк бразильского посольства. Вадик нашел переводчицу с испанского… Принципиально другое – подпись Пеле. – О! – говорит Костя и исчезает. Мы в три компьютера насилуем Интернет. Подписи нет как нет». Вот этот Костя и сообразил, что подпись есть на каждой банке бразильского кофе и принес банку. А искала, – для подделки, правда, – подпись в Интернете не Аня, а «мы». И даже то, что текст сочинила Аня, не делает ее крайней. Во-первых, нам не известно, использовала ли она в статье имя Пеле (идея использовать фотографию Боброва в обнимку с Пеле принадлежала Боброву). А во-вторых, она ж всего райтер. Над нею есть юрист, начальник… 4) Зачем Аня и Ленка хорошо относились к Сашке: «Ленка… не смогла его отстоять. Не получилось ни по жизни, ни по правде». Так подробно объяснять, почему тот оказался неспособным к работе, это именно хорошо относиться. 5) Зачем введен Иннокентий со своими ежедневными междугородными звонками не по делу. Вот Ахиезер и «подсказал» один-единственный ответ на все вопросы. В стране – период, аналогичный Смутному времени. Все страну предали. Она распалась на – по-ученому – локальные общества (это в которых все знают друг друга лично: шайка, банда, община, фирма – наши; а остальные – чужие и потому источник зла). Вот перед нами в рассказе одно такое локальное объединение – группа политтехнологов в командировке. На время действия Иннокентия в группе нет. Но он будет, понимай, в другой командировке. Они из одной политтехнологической фирмы. Он беспокоится о своих, советует. Тратится на пересказ новинок – словесных перлов и ляпов. Сашка тоже был свой, потому и за него нужно было заступаться, как бы он ни был плох. Своим стал и местный, их руководитель Андрон. Потому допустимо небольшое барахление в – новособранная же – политтехнологической машине. Тем более допустимо, что вон как он отличился – спас группу от суда. А что на Аню товарищи вешают всю вину… Так сочтемся славою, ведь мы свои же люди, – как сказал поэт. То же и с виной… Да и шутка это – винить Аню. Там же на каждом шагу шутят. И такие грешки, как грамматический прокол писательницы Ани, нужны для живописания нефункциональных отношений в группе. Своим все сходит. Тут, по сути, люди не забыли советскую традицию, которая, в свою очередь, помнила сельскую общину. «Известный анекдот о том, что советский человек в отличие от западного в семье обсуждает производственные проблемы, а на производстве – семейные, лишь слегка гипертрофировал реальное состояние жизни тех времен» (Стёпин. Эпоха перемен и сценарии будущего). Потому мы присутствуем при бесконечном балагурстве во время работы и профессиональных разговорах в остальном быту. «В лесу о бабах, с бабами о лесе». Так начинается рассказ. Тот факт, что они служат непотребному делу даже сплачивает их: «Неправильность заразна. Точно. Все заразились от Ленки [трудоголика]. Даже начальство в виде Андрона. Сидим полночи». А зачем эти блестки остроумия рассеяны по всему рассказу? Чтоб показать, что перед нами некие супермены? Призванные управлять судьбой страны? И достойные этого призвания? Хоть в данном случае данная группа потерпела поражение… Не по их вине. Да, супермены. И напоказ, и по самоощущению. Только вот и издеваются над собой. По крайней мере, Аня. «Тему встречи изменить нельзя». Это об их профессиональных разговорах во внеслужебное время. – Ассоциация – с бандитской шайкой, с которой «место встречи изменить нельзя» было. «Не мы выбираем тему, она выбирает нас. Гадная такая. Нас легко ангажировать навеки. Ведь мы придурки». Продались. И страну продали, не меньше. Ибо они не кто-нибудь, а политтехнологи. «Это и диагноз, и судьба, и предмет особой гордости». Продались не за кусок хлеба, и даже не масла, а за суперменство. И все же совесть грызет. Потому и бесконечные остроты. – Чтоб заглушить эту все незасыпающую совесть. Но тогда это психологический, нравоописательный очерк, а не рассказ. И имеет он больше познавательную и публицистическую ценность, чем художественную. Однако зачем тогда это противоречие суперменства с совестливостью, «особой гордости» с переживанием, что политтехнолог – профессия «гадная», зачем это чередование быта и работы? И когда я так поставил вопрос, мне открылось… Затем, что профессия эта нормальная, только применяется во вред стране. Это как тележурналисту Михаилу Леонтьеву задали вопрос, почему коррупция в западных странах не мешает им быть высокоразвитыми, а в России она считается тормозом развития. Так Леонтьев очень просто ответил. В том смысле, что «там» коррупционеры не позволяют себе продавать интересы страны, а «тут» только этой продажей и занимаются. Как в Смутное время. Московские бояре были за Шуйского, потому что он обещал, став царем, не вмешиваться в дела их вотчин. Псков, Новгород, Астрахань и др. вообще под шумок отпали от Московского царства. Парад суверенитетов. Часть страны притворилась подчиненной Лжедмитрию II. Она готова была менять царей ежедневно в надежде на грабеж. За грабеж под любым лозунгом было казачество. Против посадских людей были крестьяне восстания Болотникова. А начиналось все с ненависти к Борису Годунову с его мероприятиями против голода – лишь бы освободиться от власти как таковой. То же и в рассказе Татьяны Морозовой. Как относятся люди к начальству, которое «уже четыре года старушек продовольствием заваливает», видно из придуманной для него «говорящей» фамилии – «Рыгалов». И старушки за него проголосуют, хоть он и враг порядка (как это следует из пропаганды героев-политтехнологов), и его бы гнать из власти надо, а не переизбирать. Впрочем, и выбирать-то не из кого: «областная дума, мэрская. Главные герои – все-все-все – придурки». Народу б пробойкотировать такие выборы. Но ему плевать на страну. И в первую очередь пробойкотировать бы такие выборы политтехнологам, но разве ими государственный интерес движет? – Нет. А что? Резче всего это видно на примере Сашки. Этот еврей со своей, как это часто бывает, обостренной чувствительностью к антисемитизму готов был пустить в ход его, предполагаемого дремлющим в темном народе: «граффити "Бобров – жид"» своей абсурдностью могли-таки антисемитов возмутить и заставить пойти на эти непопулярные выборы, чтоб проголосовать за Боброва, а не за его конкурента, ставленника «губернатора-расиста». И Сашке не потому было плевать, что он готовился покинуть страну и ему было все равно, какая она станет – более или менее шовинистическая, а потому, что он был назначен в группе на придумывание контрпропаганды. Если тут и был у Сашки перебор, то он объяснен в рассказе случившейся замороченностью с двумя женами, а не изъяном гражданственности. Главное для описанных в рассказе политтехнологов даже не поддерживание личного и своих семей высокого уровня жизни, а поддерживание своего творческого потенциала, тренировка. Такова цель данного локального объединения. Потому так подробно описываются варианты контрпропагаганды, которые пусть и не были пущены в ход, зато были ловко придуманы: «Первую полосу буклета Р. [Рыгалова] клеить намертво на лобовые стекла автомобилей округа (в финале кампании».) И т.п. безобразия. Всего 6 вариантов. Потому так подробно описана критика Аней Ленусика. 4 пункта и 5-й вдогонку. – Творчество ж. Потому так любовно коллекционируются остроты. – Тоже творчество. Потому рассказывается о готовившемся, но так и не состоявшемся мультфильме. Жизнь в творчестве. «– Ничего, не догоните, так хоть согреетесь. Это стало нашим внутренним слоганом». И все-таки эта ценность все время в рассказе находится в борении с другою – телесными радостями. У Вадика с Костей «командировочный синдром» и жены на праздник приезжают. К Сашке аж две приехали. Трудоголичество Ленусика вызывает всеобщее неудовольствие. Досадно и то, что командировки длятся по три месяца: «общаюсь с деткой всё больше по телефону». То и дело сцена переносится из офиса в «кафе "Островок"», то она в «бутербродной». Там «грибной суп», солянка, «фаршированные перцы», коньяк, пиво или просто обходятся «колбаской». А в конце рассказа что? «…я снова дома. Москва, ты всё-таки существуешь». Но написан рассказ ни ради утверждения самоценности творчества, ни, наоборот, плотских и семейных радостей. Он весь пропитан ерничеством в отношении и одного и другого. И из столкновения таких противочувствий рождается третье переживание, нецитируемое – тоска по настоящему «мы – мы все-таки они», тоска из-за лишь видимости тождества России с Западом, тоска по времени, когда не нужно будет о себе говорить: «Придурки-хроники» и «Демократия с русским акцентом». Сам я меньше, чем Морозова и Ахиезер, страдаю от отсутствия этого тождества. Я – с народом, который, в большинстве, еще не изменил свой менталитет. Но я рад. Не только тому, что смог (как фейхтвангеровский фашистский министр Кленк, смотря кино «Броненосец Потемкин») вместе с автором пережить смуту недовольства существующим. А главное, я рад тому, что смог проанализировать, почему это со мной случилось. – Из-за того, что автор построил свой рассказ (таки не очерк) в соответствии с психологическим критерием художественности по Выготскому.
2 декабря 2005 г.
© Соломон Воложин |
||