ОЛЬГА |
ВПЕРЕД |
|
Ольга Ильницкая. "ЖИЗНЬ ТОМУ ВПЕРЕД" и другие книги... |
|||
Книги можно приобрести в магазине "Графоман", E-mail: olga75@rol.ru или slon_ili@km.ru |
Что важно
рассказать о себе до того, как начнутся
книги?
Училась, влюблялась, родила сыновей, радовалась, переживала горе, хоронила близких, умирала сама, видела, как начинается погром, мятеж, была на войне, еще - взрывали в мирное время... - в переходе под пушкинской площадью. Знаю, как уходит любовь и как возвращается. Вот - вся жизнь... Уже многое в прошлом. Надежды нет. А счастье есть. Очень хочется верить в лучшее, но не очень получается. Все как у многих. ...Со мной часто говорят о таланте и ремесле. Я тоже могу об этом сказать. Я понимаю, что сгущение жизни - мое ремесло. Убеждена: пишущий обязан знать, что он делает и как он это делает. Необходимая справка: публиковалась. И еще буду. Книги начали выходить в самиздате, первая, сборник стихов, в подмосковном городе Владимире, в 1976 году, вторая, "Сквозное жилье" - тоже стихи, - в Ленинграде, 1986г. Не думала, что при жизни успею увидеть книгу изданную официальным издательством - я была "непубликабельной и невыездной". Перестройка дала возможность извлечь писанное в стол, и в 1995 году книжная фабрика Одессы выпустила книгу "Жизнь тому вперед", вобравшую книгу стихов "Сквозное жилье", переработанную и дополненную, и книгу прозы "Откуда мы уходим". В 2000 году она была переведена на английский язык Элизабет Шарп и издана под названием:"State Of Emergency", в проекте Андрея Куркова: Visiting cargs New prose from Ukraine, в Киеве. В 2000 году, в Одессе, была смакетирована новая книга прозы: "Дебют на прощанье", в 2002г. она вышла в Москве. А год тому, в 2001, Одесса поздравила меня с днем рождения, издав книгу, удивившую меня... Это книжка одного стихотворения, всего четыре строки: "Твоими молитвами". Мне повезло в жизни на хороших Учителей. Я преисполнена к ним благодарности, радости и любви. |
||
Одними из
главных моих собеседников были Юнна
Мориц и Михаил Гефтер:
"Пиши...Будут находки, удачи, и самые удачные - внутри тебя, находки Слова, счастливые невнятицы, льющиеся горлом, с подсказкой свыше. И если услышат их - твои удачи - немногие, не огорчайся, а люби этих немногих, как они тебя, а, может, и больше того... Быть может,
прежде губ уже родился шепот, Свыше полувека как написано О.М., а сдается - вчера. И не исключено, что - ты. ...Твой Сесар Вальехо потрясающ. И твои печальные стихи хороши. Но письма твои зовут тебя к прозе - прозе поэта, мыслящего иносказанием, тропом. Вероятно, ты права, отказываясь стучаться в разные двери (имелись ввиду двери издательств, журналов и СП СССР). Не заметишь, как себя потеряешь, для тебя же быть собою не просто главное "условие", а весь смысл. Верь: твое время еще впереди. Рассчитываю даже дожить до него". Михаил Гефтер. Москва, 1982 г.
"...Дорогая Оля, по моему, рассказ очень хорош, -("Стол справок"), - особенно в первой половине, где язык чище, то-есть с жизненной сумасшедшинкой. Там дальше попадаются декларативные лоскутья, голословные манифестации. Но все тексты документов очень сильные. Кое что я подчеркнула просто, чтобы Вы себя проверили - не режет ли слух и глаз? Но карандаш этот легко стирается. Полагаю, что у Вас дар замечательного прозаика, но избегайте чересчур пародийных монологов и диалогов в духе одесской школы, а близьтесь к платоновской евангеличности, без перегибов южной сатиры. Ваша собственная речь самоценна и обладает тектоничностью, способностью сдвигаться с места толстыми слоями в разных направлениях одновременно, - вот этим надо, я полагаю, особенно дорожить, описывая глубинные объемы. Работа Ваша с архивом, с речью документа - очень сильный стилевой источник, дороже он золота, - не отступайтесь, не ищите свою "жванецкость", у Вас во владении нечто большее, более серьезное, горькое и непреложное. Не поддавайтесь веселью литературного момента с его "капустниками" и пародиями на пафос. Все сгниет злободневное, останется только лирика. Я очень верю в талант ваш, поэтому пишу как бы "вообще", не только об этом рассказе, который мне весьма нравится без оговорок, а обо всем впрок и "навырост", пишу Вам, исходя из личного опыта. "Смиренное кладбище" меня не восхитило, как многих, - в нем вижу избыточность речевых манифестаций, это - "Цемент" Гладкова, сильно перелицованный на манер новой волны. У Вас все чище, естественней, потому и страшней. Если Вас не погубит авторитет "одесского вкуса", - быть Вам дивным прозаиком! Всех
Вам радостей и удач – |
||
Из книги "Твоими молитвами" ВСЕГО ЧЕТЫРЕ СТРОКИ... Но их оказалось достаточно для книги, вернее — книжечки. Текст занял девять страничек. По одной — на каждое слово и заключительная — для всего стихотворения. Это не изопоэзия — у стихов и рисунков разные авторы: Ольга Ильницкая и Злата Гончарова, но они поняли друг друга с полуслова, с полуштриха. И все же, как ни самодостаточны дамы, им понадобился мужчина, чтобы облечь их изыски в единое целое, в достойную форму. Таковым выступает автор проекта Евгений Голубовский, тщаниями которого сборник «Твоими молитвами» (издательство «Друк») умещается в ладони...
|
||
Рассказ из книги "Жизнь тому Вперед" СЧАСТЬЕ
Впереди была дорога. Девочка сидела на корточках у обочины и смотрела на дырку в земле. Из дырки на нее смотрел молодой любопытный тарантул. Отвратительный. Тарантул видел, что девочка маленькая. Ноги у нее босые. Руки она прячет под коленками. Кусать ее нет нужды. Уже который раз она не уходила по дороге дальше, а присаживалась возле входа в нору и смотрела. Он чувствовал, что она пришла, и радовался: там, где девочка сидела, земля, согретая ее теплом, пахла так, как нигде и ни после кого не пахла. Он любил смотреть на нее; они уже два возраста младших братьев смотрели друг на друга. Он хотел, чтобы это было всегда. Еще он хотел забраться на девочкину ногу. Но не решался. Сегодня она протянула к нему ладонь. Он вылез и замер, не понимая - отчего же замер? Ладошка пахла еще сильнее, чем земля, и он решился. ...В центре ладошки дрогнуло, и тарантул сжался. Девочка расслабила руку - тарантул отполз к пальцам, но девочка слегка сжала их, и он опять оказался в центре, где вздрогнуло...Он вернулся к пальцам - и снова оказался там, в точке вздрога. Ему нравилась игра. Девочка приблизила лицо, и глаза ее, такие же синие, как все вокруг, оказалось совсем рядом. Он подполз к ним ближе - ресницы опустились и спрятали синее. А потом девочка сжала кулак, и он оказался в темноте - теплой и пахучей, лучше его дома. Но кулак расжался, и осторожный толчок из центра ладони направил его к пальцам. Вход в нору был рядом. Тарантул сошел на землю. А ладонь прикрыла голубое над ним, и запах опустился в нору вслед за тарантулом. Девочка встряхнулась, оправила сарафанчик и побежала по дороге, посматривая на ладонь. И улыбаясь. Они оба знали, что, когда новое солнце взойдет над дорогой и его луч повиснет отвесно над норой, все повторится. Потому что оба хотели, чтобы черное смотрело в голубое, а голубое - в черное. Чтобы пахучее тепло переплеталось с шелковым щекотанием, чтобы жизнь ощущалась бесконечной и доверительной, и следующий день был бы уже не за горами, а совсем рядом, возле обочины, у маленького сухого входа в землю. ...И вот уже я вновь сижу на корточках и смотрю в дырку, а оттуда на меня он смотрит и не умеет мигать. Я подношу палец; он вдруг прыгает, и ползет к центру ладони, и замирает - бархатный, нестрашный - в том месте, где у меня всегда вздрагивает, прямо на линии любви. Я сжимаю кулак, а он тихонько и ласково шевелится, и мы молчим. И нам счастливо. |
||
Рассказ из книги "Дебют на прощанье" УЖАС МАТЕРИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Опять ты куда-то уехал. Сейчас рождественские каникулы, значит, не по делам. Но дело не в том, что ты уехал, а в том, что не по делам. Значит, к кому-то? Ведь приехал ты не ко мне. Может быть, в том дело, что ты от себя уехал? Тогда получается, что все-таки едешь ко мне. Навстречу. Когда ты уезжал впервые, то сказал, что это всегда означает одно - путь лежит ко мне навстречу. И еще добавил, что только в пути можно встретить Бога. Однажды мы дожили до серебряной свадьбы. Ты подарил мне замечательную шкатулку с секретом, для побрякушек. Я положила в нее два своих обручальных кольца и армянский серебряный крестик, украденный в доме, где много грешили. Грехи мне захотелось искупить, и вот я взяла крестик и пошла к священнику. Попросила отпустить грехи и освятить крестик, - а то что же мне с ним делать, я ведь не знаю, кому вернуть, перед кем повиниться, не помню адреса, где случилась пьяная история. Отец Варлаам крестик освятил и велел отбить сто тридцать поклонов, сорок раз прочитать "Отче наш", впредь чужого не брать, не пить, не грешить и, по возможности, съездить к гробу Господню. Я все сделала, как было велено, и долго ждала, а когда СССР рухнул и я стала выездной, возможность случилась. Я попала в Иерусалим. На коленях стояла перед плитой, где тело Христа лежало, и, наверное, снова согрешила. Я легла на эту самую плиту, где Иисус лежал, и все во мне замерло, даже молитва, даже плач. Потом поднялась на Голгофу, к распятию. Под распятием дыра, чтобы руку засунуть и прикоснуться к месту, куда Иисусова кровь капала. Просить о помиловании. Об отпущении грехов. И прежних, и этого нового, если это грех. Я попросила. Мне кажется, почти все мои мысли и поступки - один сплошной непрерывный грех. И я спросила у Божьей Матери (там, под крестом, православная икона): когда прекращается длящийся грех? Плача во мне было так много, что какая-то турчанка внезапно прижала меня, и голова оказалась втиснутой меж ее большими грудями. Я задохнулась от ужаса: турчанка пахла как курица - телом и перьями. И ужас во мне был не по Гегелю, сказавшему, что ужаса материального порядка не существует. По мне, так очень даже существует - толстый, обволакивающий и вполне материально выраженный, ощущаемый физически, а не идеально, то есть безо всякой психологии и воображения Эта турчанка и была воплощением ужаса. Закутанная в мягкий черный платок, из которого торчал нос, вся рыхлая, вбирающая в себя меня, и очередь, струящуюся к Господу. И это было страшно, как очередь за гороховым хлебом в шестьдесят первом году, как очередь жизнелюбивых женщин на аборт, как очередь танков перед Белым Домом в девяносто третьем году, как очередь к мертвецу для последнего поцелуя в костяной, отдающий металлическим холодом лоб, как твой отъезд в рождественские каникулы, когда ты приехал не ко мне... И тут я увидела тебя. В очереди. Той самой, на Голгофу.
1999г. Иерусалим |
||
Пять
стихотворений из книги
***
***
***
СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
***
|
||
Публикации:
"Гефтер с нами и сам по себе", сборник статей к 75-летию М.Я.Гефтера, Москва,1993г. "Жизнь тому вперед", вобравшая - книгу стихов "Сквозное жилье" и книгу прозы "Откуда мы уходим", Одесса, 1995г. "Stat of Emergency", Visiting cargs New prose from Ukreine, Кiev, 2000g. "Жужукины дети или притча о недостойном соседе", Антология короткого рассказа (Составитель А.Кудрявицкий), Москва, 2000г. "Твоими молитвами", стихи, Одесса, 2001г. "Дебют на прощанье", книга прозы, Москва, 2002г. В альманахах: "Горизонт" (Одесса), "Истоки" (Москва), "Стрелец" (Париж-Москва-Нью-Йорк), "Дерибасовская - Ришельевская"(Одесса). В периодике Украины, России, США, Германии. |
||
В Интернете: Персональная страница Ольги Ильницкой |
||
КНИГИ НАЗАД: |
КНИГИ ВПЕРЕД: |
|||||
Сергей Миронов | ||||||
Максим Лаврентьев | ||||||
Владимир Владмели | ||||||
Михаил Василевский | ||||||
Эльдар Ахадов | ||||||