ВЯЧЕСЛАВ |
ВПЕРЕД |
|
Вячеслав Морочко. Инспектор корректности. Две пьесы. М: Некоммерческая издательская группа Э. Ракитской, 2000. 96 с. Цветная обложка, золотое тиснение.
|
|||
Для жителей России 50 руб. Для жителей стран СНГ – 80 рублей. Для жителей дальнего зарубежья — 5 долларов США. При заказе двух и более экз. делается скидка 20 %. |
ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесы защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается их издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, перевод на иностранные языки, постановки спектаклей по пьесам без письменного разрешения автора. | |||
УТРАЧЕННЫЙ ПОРТРЕТ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ИММАНУИЛ КАНТ— немецкий философ. ДИОНИС — гипотетический предтеча философа Ницше. ЯНУС — приспешник Диониса. ШУЛЬЦ — придворный проповедник. ФРАУ КАЙЗЕРЛИНГ. ГИППЕЛЬ. КРАУС. ЛАМПЕ — слуга Канта. ВРАЧ. ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ. ТОЛПА.
Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е Вторая половина восемнадцатого века. Главный город Восточной Пруссии — Кенигсберг. Поздний вечер. Комната философа ИММАНУИЛА КАНТА: кровать, кресло, стул, стол, на столе — книги, папки с бумагами, горящая свеча в подсвечнике. На кровати мечется больной КАНТ. Появляются слуга — ЛАМПЕ и ВРАЧ. ВРАЧ. Уснул? ЛАМПЕ. Только что говорил и… бросался к столу... С трудом его уложил. КАНТ /тихо/. Что там ворчит... моя дряхлость? ЛАМПЕ. Слышите? КАНТ /чуть громче/. Ну конечно... “И климат теперь уж не тот... и природа истощена, и люди — не так долговечны, и добродетели отживают свой век, и...” /Тихо смеется./ Старому Канту хочется верить, что весь Свет дряхлеет с ним заодно... ЛАМПЕ. Бредит. КАНТ. Кто тут? Лампе? /ЛАМПЕ подносит свечу. Видно измученное лицо КАНТА с седыми прядями волос и большим выпуклом лбом./ А, милый доктор, и вы уже здесь? ВРАЧ. Господин Кант, как вы себя чувствуете? КАНТ. Когда тебе плохо... кажется, что весь мир никуда не годится. ЛАМПЕ. Опять бредит. КАНТ. Лампе… ЛАМПЕ. Я тут, господин! КАНТ. Разве я говорю непонятно? ЛАМПЕ. Вам лучше не разговаривать. КАНТ /сокрушенно/. Я так и не научил тебя... мыслить логично... ВРАЧ. Ваш слуга прав. Самое лучшее было бы дать голове отдохнуть. КАНТ. Помилуйте... разве это возможно? ВРАЧ. В этом — ваше спасение. КАНТ. Стало быть... мне нет спасения! ВРАЧ. Но вам нужен покой! Как мне вас убедить, что вы себя губите? КАНТ. Убедить Канта!? Попробуйте... ВРАЧ /упрямо/. И попробую! /Придвигает к постели стул, садится./ Господин Кант, мне кажется, в настоящий момент вы ведете мысленный спор… КАНТ. Браво, доктор! ВРАЧ. Но при вашей болезни такая дискуссия — равносильна дуэли… Шпаги отравлены, и любая царапина может стоить вам жизни. КАНТ. Резонно... А знаете, кто он? ВРАЧ. Кто бы он ни был, он может вас погубить. КАНТ. Даже если еще... не родился на свет? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
||
ИНСПЕКТОР КОРРЕКТНОСТИ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
АЛЕКСАНДР — палеонтолог-теоретик. АННА — его жена. ЛИЗА — их дочь (девочка лет одиннадцати). СПАРТАК — палеонтолог-изыскатель. АССИСТЕНТЫ — помощники Спартака /числом от четырех и более/.
Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е
МУЖСКОЙ ГОЛОС /до поднятия занавеса в полной темноте произносит слова из апокрифа от Филиппа/. “Ибо, пока корень зла скрыт, оно сильно. Но если оно познано, оно распускается, и, если оно открылось, оно погибло.”
На сцене — гостиная в доме АЛЕКСАНДРА. Кушетка. Два кресла. На невысоком столике — поднос со стаканчиками, сифон, пепельница, радиотелефон. Справа — арочный выход в переднюю. В глубине — большое окно, с цветами на широком подоконнике. За окном — сад в весеннем уборе. Левее окна — неплотно прикрытая стеклянная дверь в детскую. На стене между окном и дверью — несколько акварелей. Слева — арочный проход в другие помещения дома. Утро. Все в комнате напоено изумительным светом так, будто это не просто гостиная, а некая пристань небесная. АННА, одетая по домашнему молодая красивая женщина, ухаживает за цветником на окне: рыхлит землю, высаживает рассаду, поливает из небольшого кувшина. Работая, АННА прислушивается к голосам из детской.
ГОЛОС ЛИЗЫ . Ой, папочка! /Заливается смехом./ Ты уронишь меня!ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. А вот и не уроню. ГОЛОС ЛИЗЫ. У тебя же ножка болит. ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. С тобой у меня ничего не болит! ГОЛОС ЛИЗЫ. Совсем, совсем? ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Совсем, совсем. ГОЛОС ЛИЗЫ. В то утро я так за тебя испугалась! ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Лиза, давай сядем в креслице... Отсюда - виднее. ГОЛОС ЛИЗЫ. Ой! Что это, папа? Какой нежный цвет!? ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Это персики. ГОЛОС ЛИЗЫ. Вчера еще не цвели!? ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Я их попросил. ГОЛОС ЛИЗЫ. Смеешься! ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Ну вот, — опять слезы! В чем дело, малышка? ГОЛОС ЛИЗЫ. Ты так стонал... когда тебя привезли! ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Давай успокоимся… Ты же умница, Лиза! ГОЛОС ЛИЗЫ. Я слышала, кто-то очень не хочет, чтобы ты жил... Это правда? Ну, почему ты молчишь? Кто тебя может так не любить? Папа, мне страшно! ГОЛОС АЛЕКСАНДРА /тихо/. Мне — тоже. ГОЛОС ЛИЗЫ. Какой же ты у меня — не как все! ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. “Не как все”!? ГОЛОС ЛИЗЫ. Ну да. Какой же мужчина признается женщине, что ему страшно? ГОЛОС АЛЕКСАНДРА /с нежностью /. Ах ты, моя женщина! ГОЛОС ЛИЗЫ. Его еще не нашли... — ну того, кто тебя тогда сбил на дороге? /Пауза./ Молчишь… Погляди на меня! Так и знала, ты плачешь! /АННА ставит на подоконник кувшин, опускается в кресло и, спрятав в ладони лицо, беззвучно рыдает./ И мамочка — тоже... Я чувствую... Что же мне делать, если у вас нехорошая дочка? Одиннадцать лет ее возят в колясочке... Но не плачьте! Я научусь! Вот увидите… Буду, буду ходить! ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Обязательно будешь. ГОЛОС ЛИЗЫ. Папочка, ну улыбнись! Эти взрослые редко при мне улыбаются! Что ли им скучно со мной? ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. В самом деле, их трудно понять: даже когда улыбаются… это не значит, что им очень весело. ГОЛОС ЛИЗЫ. Папа, милый, сыграй мне на флейте… нашу любимую.
Слышится сильный подземный удар, потом — затухающий гул.
Снова бабахнуло! Что это? Словно гроза под землей… ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Верно…Похоже… Я объясню. Когда-то в этих краях было много угольных шахт... Потом уголь кончился – шахты закрыли. В них больше никто не спускается… Кроме, разве что, изыскателей, которые ищут в разломах породы ответ на извечный вопрос: “Откуда взялась наша жизнь?” Так вот… временами в заброшенных шахтах случаются взрывы… из-за скопления газов. ГОЛОС ЛИЗЫ. “Скопления газов”! Ну да! Я читала про это в одной старой книжке! Там сказано: “…крохотной искры достаточно, чтобы Земля содрогнулась до самого “корня глубин”! ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Умница! Но побереги свои глазки. По-моему, ты слишком много читаешь... /Звучит мелодичный телефонный вызов./ Кто-то звонит… АННА /встает, берет со столика телефон/. Да. Анна слушает. Кто говорит? Кто? Это вы?! Что вам нужно? ГОЛОС АЛЕКСАНДРА. Это — меня...
Из детской, слегка сутулясь, появляется АЛЕКСАНДР. Он — в свитере и в чем-то, напоминающем джинсы. У него вид человека сорока пяти лет и немного “не от мира сего”.
АННА /в микрофон/. И все-таки, что вы хотите? АЛЕКСАНДР. Кто это, Анна? АННА./АЛЕКСАНДРУ/. Егуда. Просит тебя. АЛЕКСАНДР. Скажи, что мне не о чем с ним разговаривать! АННА /в микрофон/. Слышите? /АЛЕКСАНДРУ/. Настаивает. АЛЕКСАНДР. Как мне не хочется с ним говорить! /Вздыхает / Ладно... давай. /Сочувственно глядя на мужа, АННА передает ему телефон./ Алло… Это я — Александр… Здравствуйте, коли не шутите... Вам кажется, что я “чем-то расстроен”!? Как бы вы веселились, если бы вас попытались убрать? Да, представьте себе: я “дрожу” за свою “драгоценную жизнь”! А что, ваша — вам безразлична? Ладно, допустим, я заблуждаюсь. Есть ведь корректные методы убеждения... Ах, “почему подозрение пало на вас!?” Объясню. Ну, во-первых, чтобы вы знали, из всех видов транспорта я признаю только велосипед… “Одобряете!?” Не морочьте мне голову! Я узнал вас Егуда! В машине, которая сбила меня, были вы! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
||
КНИГИ НАЗАД: |
КНИГИ ВПЕРЕД: |
|||||
Борис СТЕПАНКОВ | ||||||
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ | ||||||
Андрей ГОРДАСЕВИЧ | ||||||
Ксения НАЗАРОВА | ||||||
Валерий ЕГОРОВ | ||||||